«Семьи, я ненавижу вас! Закрытые дома, занавешенные окна, ревниво охраняемое счастье!»
Андре Жид — французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, педераст.
…В 1948 году опубликованы результаты исследования, проведённого доктором Кинзи, – о сексуальной практике американцев. Оказалось, что 95% американцев можно обвинить в совершении одной или нескольких сексуальных агрессий, подпадающих под законы от 1940 года. 37% взрослых мужчин имели как минимум один раз сексуальную связь с представителем своего пола. Свобода нравов принимает глобальный характер благодаря кинематографу, который начинает влиять на остальную часть планеты, прославляя идеал моногамной любви.
Либерализация сексуальной жизни ускоряется в 1950-х годах благодаря двум изобретениям, оставшимся незамеченными. Это, во-первых, проигрыватель для пластинок (патефон), который впервые в истории позволяет юношам и девушкам встречаться и танцевать без присутствия родителей. Одновременно введение смешанного обучения в школах завершает процесс либерализации нравов и утверждение права на любовь без брака.
Затем грянула настоящая революция: в начале 1950-х годов в одной мексиканской лаборатории получены противозачаточные таблетки. В 1960 году они поступают в продажу в США. Эти таблетки влияют на природный менструальный цикл женщины: синтетические гормоны препятствуют овуляции. Теперь можно любить и заниматься любовью без риска непредвиденного появления детей. Католическая церковь поначалу противилась этому новшеству, но потом, не желая терять паству, вынуждена была признать, что человеческая любовь шире понятия «христианская семья».
В 1965 году вселенский собор в Ватикане впервые признал, что брак существует не только для продолжения рода, но также для любви и счастья супругов: «Христианская семья, созданная на основе брака и ставшая образом и воплощением любовного союза, который объединяет Христа и Церковь, провозглашает для всех людей присутствие Спасителя в мире и истинное назначение Церкви, приветствующей не только любовь супругов, их заботу о потомстве, спаянность и верность семейному очагу, но также дружественное сотрудничество всех её членов». Изменился католический ритуал: взаимность чувств подтверждается не в ответах на вопросы священника, а в диалоге новобрачных – как это воображал себе Шекспир и как было в первые века христианства.
В 1966 году вышла в свет книга «Human Sexual Response» медиков Мастерса и Джона, по-новому освещавшая вопросы любовного обольщения, сексуальных контактов и физиологических аспектов коитуса. В разных обществах поведение любовников не претерпело больших изменений, и только поцелуй с проникновением языка в рот партнера, который кажется таким естественным на Западе, в Китае, в арабском мире и в Индии, был совершенно неизвестен в Африке, пока туда не пришли европейцы. Тем не менее, авторы показывают: чем ниже социальный статус супругов, тем меньше удовольствия получают они от супружеских сексуальных отношений.
В 1968 году молодёжь во всём мире выражает средствами музыки и своим мятежным поведением право любить и получать «наслаждение без пут», в то время как папа римский Павел II категорически осуждает противозачаточные средства как «недостойное человека нарушение порядка». Но мало кто прислушивается к советам папы в области секса: на всей планете постепенно законы допускают пользование противозачаточными средствами и аборты. В результате рост населения замедляется, хотя и остаётся впечатляющим (1 миллиард в 1800 году, 2 миллиарда в 1930 и 4 миллиарда в 1974 году).
Во всём мире, за исключением некоторых исламских территорий, законы продолжают освобождать женщину от подчинения мужчине. Во Франции полное равенство супругов законодательно закреплено лишь в 1970 году. А с 1975 года адюльтер и добровольное прерывание беременности (аборт) больше не считаются правонарушением.
Наряду с сексуальной свободой появляется больше возможностей говорить о любви, одновременно отмечается некоторое охлаждение к браку. На смену понятию «семья» приходит понятие «родительский проект». Растёт статистика разводов.
Церковь, к которой прислушиваются всё меньше и меньше, не перестает, тем не менее, защищать прежнюю концепцию моногамии, которую жители Юга воспринимают как западное понятие, навязанное им колонизаторами. В 1980 году папа Жан-Поль II произносит в Африке речь, в которой он утверждает, что понятие «моногамия» родилось не на Западе, а на Ближнем Востоке, а точнее у евреев:«Моногамия – феномен не западного, а семитского происхождения. Это – выражение межличностных отношений, при котором каждый признаёт и уважает ценности своего партнёра и его личность в целом». Папа сказал, кроме того, что каждый должен иметь «моменты уединения с Богом», общения «от сердца к сердцу», когда супруг перестаёт быть главным объектом внимания и заботы».
В середине 1980-х годов либерализация нравов была приостановлена СПИДом, но именно приостановлена, сохранив свою суть. Любовь оказалась феноменом сложным и даже грозным, потому что она может привести к смерти. Повсюду в мире осознана эта мрачная перспектива, и люди начинают предохранять себя. Исключением стала Африка, где католическая церковь не предлагает участникам христианского брака никакой профилактики, кроме супружеской верности.
Во Франции и в некоторых других странах процесс отказа от верховенства мужчины в браке замедляется. Лишь в 1990 году женщины перестали давать клятвенное обещание подчиняться «семейному долгу», а с 1992 года насилие, совершённое супругом по отношению к супруге, считается серьезным нарушением закона. В глобальном масштабе постепенно было признано равенство полов – по крайней мере на бумаге, — а во время конференции ООН в Пекине (сентябрь 1995 года) слово «пол» в официальных международных документах было заменено на слово «род». Это повлекло за собой, в частности в США, неожиданные последствия для университетских программ и преподавательской карьеры.
Сегодня в большинстве мусульманских, индуистских и анимистских стран брак остаётся полигамным, а роль мужчины в нём преобладающей. Это можно считать возвращением к давним традициям и обычаям, но при этом брак не является религиозным. В большинстве случаев он остаётся полюбовной сделкой. Примерно в третьей части случаев невеста не достигла совершеннолетия, а иногда о женитьбе договариваются ещё до рождения невесты.
В некоторых странах ношение паранджи широко практикуется, с тем чтобы оградить молодых девушек и женщин от тлетворного влияния Запада. Случается, что молодых девушек оперируют (клитероктемия) и отдают в другую семью в погашение долга; в Пакистане такая практика была легальной вплоть до 2007 года.
Часто женщины остаются в деревнях, в то время как их мужья отправляются на заработки в город и живут на окраине в бидонвиллях, где царит проституция. Но так же часто средние классы мусульманских стран имитируют западную модель брака, воспроизводя вплоть до малейших деталей свадебный ритуал, унаследованный от христианства.
На Западе, наоборот, многие семейные пары уже не вступают в брак, большинство браков уже не религиозны (молодожёны не идут в церковь), и всё чаще семейные пары распадаются: каждый третий брак заканчивается разводом, а каждый четвёртый брак заключается уже не в первый раз.
Растёт статистика любовных и сексуальных связей, даже если адюльтер по-прежнему не принято афишировать. Всё чаще и чаще дети растут, не зная своего отца, а иногда свою мать. В США более 5% мужчин имеют одновременно по нескольку детей в разных семейных очагах, причём часто мужчины и сами не ведают об этом. В Великобритании 40% детей внебрачные; каждый десятый ребёнок воспитывается мужчиной, который ошибочно думает, что он является отцом ребёнка; 22% женатых мужчин и 15% замужних женщин признаются в сексуальных связях до вступления в брак.
Повсюду люди проявляют большой интерес к любовным связям кинозвёзд, как в давние времена, когда полигамия была признаком могущества, и у всех мужчин – от футболистов до королей – обожание любимой женщины сочетается с желанием обладать ею. В таких странах, как США, светские журналы полны описаний скандалов, связанных с «незаконными» отношениями, и в то же время общественное лицемерие настолько мощно, что политический деятель или глава предприятия может потерять свой статус и даже работу, если он заподозрен в адюльтере.
Изменяется концепция красоты и того, что обозначается словом «нравиться». Если раньше общественные идеалы любви отражались в изобразительном искусстве, то сегодня каноны красоты и наилучших способов понравиться выражаются в кино, моде и рекламе.
С 2000 года используется новая технология коммуникации – Интернет, позволяющая обновить язык влюблённых и поднять рейтинг письменного сообщения. Интернет – это возможность виртуального знакомства, обмена фантазмами и мечтами, но также – сексуальным опытом, пережитыми ситуациями и любовными историями. Как у юношей, так и у девушек Интернет пробуждает сексуальный аппетит, который всё более откровенно освобождён от любых любовных коннотаций.
Мотивация любовной практики меняется. Американский опрос, проведённый в августе 2007 года, показал, что существуют 237 поводов для занятий любовью. Первое место занимает физическое притяжение. Необходимость в любви стоит на четвёртом месте у женщин и на пятом у мужчин. Желание продолжить род – лишь на пятьдесят пятом месте. Ещё дальше находятся бегство от скуки и возможность достичь конкретно-локального результата – например, прекращения мигрени. Или – сближения с Богом…
Одновременно появляются новые биотехнологии, радикально меняющие поиск новых связей и продолжения рода. Техника пренатальной диагностики сделала возможной выбор пола будущего младенца и позволила уменьшить количество новорождённых девочек. В момент, когда человечество пытается уменьшить количество детей на одну женщину, оплодотворение in vitro и появление «матерей-несушек» открывает новые перспективы для борьбы с бесплодием.
В Греции 52-летней женщине была сделана операция по трансплантации эмбрионов, взятых у её дочери, яйцеклетка которой была оплодотворена племянником. В результате женщина родила двух близнецов – своих внуков. Можно даже получить рождение ребёнка без участия мужчины: в мае 2002 года японские биологи сумели получить в лабораторных условиях мышь от яйцеклетки, оплодотворённой другой яйцеклеткой, т.е. без участия спермы.
Гомосексуальность также получает всё большее признание вчерашних противников. Даже если каждая вторая гомосексуальная пара не моногамна, многие пары хотят иметь детей. После Рози и Келли в Сан-Франциско, Элтона Джона и Дэвида Ферниша в Лондоне и двух гомосексуалов в Бэгле большое количество пар геев и лесбиянок выступают за право на брак и на отцовство/материнство. Около 10 тысяч гомосексуальных браков были оформлены в Великобритании после выхода в 2005 году закона о «гражданском партнёрстве». Дафна Лигтарт и Лиз Кинг «вступили в брак» через два месяца после вступления в силу закона и развелись месяц спустя… Бисексуалы также всё чаще открыто заявляют о своей «нетрадиционности». По ту сторону Ла-Манша они уже имеют свой журнал («Anything That Moves»), свои ассоциации, своих идолов (певец из группы REM Майкл Стайп) и даже своё кино (фильмы «Threesome», «Chasing Amy»).
Секс и любовь, как никогда раньше, стали двигателем маркетинга, коммерческих проектов, рекламы, убеждающей потребителя, что в случае потребления такой-то продукции увеличиваются его шансы быть любимым. Любовь стала наиболее революционным измерением глобализации, а также главной темой развлекательной продукции: ничто не сравнится по универсальности воздействия с любовным романом или с фильмом о любви. Как следствие, в Китае и в Индии национальный кинематограф играет решающую роль в эволюции нравов и в повсеместном провозглашении и отстаивании прав индивидуума. Во многих местах – как в странах ислама, так и на Западе – наблюдается ответная реакция: некоторые пытаются спрятать лицо женщины за паранджой, потому что их уже нельзя прятать за стенами гарема.
Одновременно с экстенсивным распространением во всём мире рыночной экономики индустриальный размах приобретает торговля сексом – проституция, сексуальная эксплуатация женщин и детей, порнография, сексуальный туризм. В Индии проституцией занимаются 10 миллионов женщин, в Таиланде – 2 миллиона, в США – 1 миллион, в Германии – 200 тысяч. 500 тысяч женщин из стран Восточной Европы и 200 тысяч из экс-СССР занимаются проституцией в странах Западной Европы. В Нидерландах, где проституция легализована с 1 октября 2000 года, в 1981 году насчитывалось 2500 проституток, в 1985 году – 10 тысяч, в 1989 – 20 тысяч, а сегодня – 50 тысяч. В 250 борделях Амстердама каждая «девочка» обслуживает от 10 до 24 клиентов в течение 12-17 часов «ежедневного труда». В Соединённых Штатах 85% проституток становятся жертвами насилия в «рабочее время», а 15% из них, по данным американских больниц, кончают жизнь самоубийством.
Всё чаще в проституцию вовлекаются дети: 400 тысяч детей в Индии, 320 тысяч в США, 100 тысяч на Филиппинских островах, 300 тысяч в Таиланде, 500 тысяч в Китае. Ежегодно примерно четверть миллиона женщин и детей «покупаются» в Юго-Восточной Азии. В Таиланде ребёнок, занимающийся проституцией, может за год продать свои «сексуальные услуги» примерно двум тысячам мужчин.
С появлением «Евроцентров секса» распространение такого рода коммерции приобрело индустриальный размах. Самый крупный бордель в Мельбурне – «The Daily PlaNet», открытый в 1975 году, продал 1,4 миллиона акций в день его регистрации на бирже. В Японии сегодня открываются бесчисленные fuzoku – бары с «девочками», где посетители предаются сексуальным фантазмам с переодеванием. Таким образом, высшей формой эротизма становится деформация реальности. В 2007 году общий товарооборот порнографической индустрии в мире превысил 60 миллиардов долларов, из которых 12 миллиардов приходятся на Соединённые Штаты. Товарооборот видеопорнографии составляет 30 миллиардов евро, то есть в два раза больше, чем вся остальная видеопродукция. Его росту способствовал Интернет. В США 10% от всей продукции, реализованной в Сети, имеет сексуальную коннотацию. Половина всех скачанных на коммерческих сайтах видеоматериалов – это детская или псевдодетская порнография (kiddie или chicken porn). В мировой Сети существует около 10 тысяч сайтов, адресованных педофилам. 40 миллионов мужчин и детей часто заходят на порносайты. Самыми главными потребителями онлайн-порнографии являются подростки от 12 до 17 лет.
Подведём итог статистическим выкладкам. Население планеты составляет сегодня шесть миллиардов человек. Из них один миллиард принимает решение о вступлении в брак под влиянием католической церкви, ещё один миллиард – под влиянием других форм христианства. Ещё один миллиард жителей относятся к зоне влияния ислама.
Вторая половина человечества, т.е. почти вся Азия и часть Африки, как и тысячи лет назад, живёт в условиях более или менее ярко выраженной полигамии. Они вступают в брак вдали от мест совершения культа либо согласно ритуалу, заимствованному у католической церкви, ставшей для них символом современной веры. Почти всюду женщины вынуждены бороться за свои права, чтобы не стать игрушкой мужских фантазмов и положить конец разным формам сексуального порабощения.
Отрывок из книги Жака Аттали «О любви»
Читайте также Либерализм, объявивший войну традиционным ценностям, тянет свои идеологические корни от Франкфуртской школы неомарксизма