«Происхождением мира» Гюстава Курбе
29 мая 2014 года молодая люксембургская художница Дебора де Робертис вошла в зал Курбе в парижском музее Орсэ, самый знаменитый экспонат которого — картина «Происхождение мира». На художнице было золотистое платье точно в тон тяжелой золоченой рамы «Происхождения мира» — и, как вскоре оказалось, больше ничего.
Сев под картиной лицом к залу, Де Робертис приподняла подол платья-«рамы», раздвинула ноги и, в общем, скосплеила шедевр Курбе, продемонстрировав публике то же, что изобразил художник. Публика взорвалась аплодисментами, защелкали камеры. Со всех сторон побежали взволнованные смотрители…
По словам самой де Робертис, впрочем, она не повторяла изображение, а сделала радикальный шаг вперед: еще и развела половые губы пальцами, продемонстрировав не просто промежность (как у Курбе), а неприкрытое зияние. «Есть провал в истории искусства, — говорит она в интервью Luxemburger Wort, — отсутствующая точка зрения объекта взгляда. На реалистической картине художник изобразил разведенные ляжки, но сама вагина остается скрытой. Он не открывает глазу, так сказать, дыру. Я не показываю свое влагалище, я открываю то, чего нет на картине: глаз вагины, черную дыру, этот скрытый глаз, бездну, которая уводит по ту сторону плоти, к бесконечности, к началу начал».
Музей Орсэ, однако, вдаваться в высокие материи не стал. «Перформанс, не перформанс — в любом случае это грубое нарушение правил музея!» — официально заявила администрация Орсэ. Формальным поводом для возмущения администрации была не сама демонстрация вагины, а то, что де Робертис не подавала заявку, не согласовывала с музеем проведение своей акции. Впрочем, продолжил музей, «даже если бы подала — мы вряд ли бы ее согласовали».