Карел Шварценберг, первый вице-премьер и министр иностранных дел Чехии – страны, давно признавшей независимость Косова, дал, наконец, четкое определение того, о чем все знали или догадывались, но опасались говорить вслух. Сербия – страна, потерпевшая поражение в войне с НАТО. Теперь политика Запада по отношению к Сербии определяется этим фундаментальным исходным положением: проигравшая войну сторона должна расплачиваться с победителем ресурсами и территориями… Как говорится, vae victis — условия всегда диктуют победители, а побеждённые должны быть готовы к любому трагическому повороту событий. Шварценберг предельно откровенен: «Здесь нет ничего нового. Все давно хорошо известно. Сербия должна достичь прогресса по вопросу Косова… Условия все знают, уступок быть не может. Могу только посоветовать сербским друзьям принять ясное решение и согласиться с тем, что не может быть изменено… Сербия проиграла войну. А в войне часто теряются территории!» (1)
Карел Шварценберг (1937 г.р.) — один из наиболее влиятельных политиков Европы. Шварценберги – древнейший австрийский род, известный с XII в. Наиболее прославился Адольф Шварценберг, фельдмаршал, имперский граф, в 1599 г. разбивший турецкие войска в битве у крепости Раб — это была первая победа над турками в Европе. А нынешняя когорта европейской правящей элиты, к которой принадлежит и К.Шварценберг, не возражает против идеи отдать Балканы Турции «на съедение». Карел Шварценберг много лет провел в Австрии и Швейцарии, поскольку семье Шварценбергов пришлось уехать после 1948 г., так как их семью считали символом немецкого влияния (точнее, угнетения) и феодального террора. После подавления «Пражской весны» 1968 года он активно встал на сторону чехословацких диссидентов, а между 1984 и 1990 гг. возглавлял Международный Хельсинский Комитет, в его обязанности входило регистрировать нарушения прав человека в странах за «железным занавесом». При президенте Вацлаве Гавеле он стал во главе канцелярии главы государства (1990-1992). Помимо прочего, Карел Шварценберг считается самым богатым политиком Чехии, называет себя жителем Центральной Европы со швейцарским паспортом (Шварценберги уже в средние века имели цюрихское гражданство, а Карел имеет и чешское). Ныне Шварценберг является лидером правой партии TOP09, входящей в правящую правительственную коалицию. 20 октября с.г. первый вице-премьер правительства Чехии и глава МИД князь Карел Шварценберг выступил с программным заявлением как кандидат на пост президента Чехии… (2) Так представители древнейших немецких правящих родов Европы, выступающие ныне как проводники экспансионистских проектов, вгоняющих народы Восточной Европы в нищету и бесправие, диктуют Сербии условия победителей.
В этом аспекте пять раундов переговоров Белграда и Приштины (в марте – июле 2011 г.), спонсором которых выступил ЕС при поддержке США, даже не являются переговорами как таковыми, ибо косовский режим не пошёл ни на одну уступку. Подобный вид двусторонних совещаний в узком кругу при международном посредничестве (точнее — направляющем контроле), скорее, является доработкой условий послевоенной капитуляции Республики Сербии. С какой стати должны выполняться «три пункта» (признание Сербией актов приштинских загсов, личных документов и университетских дипломов), не имеющие урегулированного правового статуса, антиконституционные, не ратифицированные сербским парламентом и даже вообще юридически никак не оформленные? А также добавленные к ним «соглашения» о представительстве Косова на международных форумах как независимого государства и «интегральном» управлении границами (которые Запад и Приштина однозначно трактуют как государственные границы)? Подчеркнём: это – неравноправные соглашения, это – акты безусловной и безоговорочной капитуляции, только растянутые по времени после поражения Сербии.
На новых переговорах Белграда и Приштины та же линия будет проводиться с ещё большей жёсткостью. Натовский Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) еще в ноябре 2011 г. в своем докладе указал на необходимость перевода будущего диалога Белград — Приштина с «технического» на политический уровень с достижением конкретных результатов. Были предложены такие пункты, как включение в повестку дня вопросов о севере Косова и «границе Сербия — Косово»; акцент на «восстановлении» и обеспечении территориальной целостности Косова; проведение общей кампании по расширению международного признания Косова, начиная с пяти стран Евросоюза, не признавших Косово; переход от «международного надзора» к «развитию страны»; завершение деятельности европейской миссии ЕУЛЕКС и переход к этапу функционирования высшего представителя ЕС (EU special representative — EUSR), действующего в тесном контакте с посольством США в Приштине; включение Косова в процесс визовой либерализации; начало переговоров с Косовом о подписании Соглашения о стабилизации и присоединении к ЕС с предложением Приштине «дорожной карты» к статусу кандидата. (3) Эти пункты планомерно выполняются, независимо от того, кто в данный момент находится в Сербии у власти.
Представитель Великобритании в Европарламенте Найджел Феридж говорит: «Все политики на Балканах только выполняют чьи-либо задания… но ключевые вопросы решаются в Вашингтоне и Брюсселе, а не в Белграде… и мне смешно, когда меня спрашивают, когда наступит Новый Мировой Порядок. Потому что он давно наступил. Хорош он или плох – посмотрите на глобальную ситуацию. Все нормально или все летит в пропасть? Решайте сами. Сербия перед пропастью! Сербские политики весьма запуганы и нервозны, они не знают, где взять денег… Проблема в том, что сербские политики не дают себе труд что-то решить, только спрашивают Вашингтон и Брюссель, что делать дальше, вместо того, чтобы что-то сделать самим. Может, север Косова будет сербским. Но вряд ли». (4) Даниэль Сервер, со своей стороны, указывает, что Белград должен взять на себя обязательства по интеграции севера края под власть Приштины, а «сейчас нужно дать белградским властям время на усвоение этой идеи». (5)
Тем временем Приштина продала всю краевую электрораспределительную сеть «Электороэнергетической кампании Сербии», обслуживающую 400 тыс. пользователей, турецкому концерну „Чалик и Лимак” за 26,3 млн. евро. (Этот факт был оставлен без внимания министром энергетики Сербии Зораной Михайлович, которая зато не постеснялась вызвать международный скандал и пойти на одностроннюю замену документов в момент подписания договора Сербии и России о прокладке газопровода. Москва оценила этот инцидент как «скандал» (6)). Уэсли Кларк, бывший командующий войск НАТО в Европе, а сейчас глава энергетической корпорации «Енвидити» из Канады, требует для своей фирмы лицензии для исследования залежей полезных ископаемых в Косове с целью производства синтетической нефти из угля. Дело в том, что 76 % запасов угля Сербии (16 из 20 млрд. тонн) находятся в Косове – это самые большие и самые экономичные с точки зрения их разработки запасы угля в Европе. Однако производство нефти из угля — довольно грязная технология, заражающая окружающую среду, особенно воду. Тем не менее компания Уэсли Кларка намерена производить 100 тыс. баррелей нефти в сутки. (7) Албанское (приштинское) агенство по приватизации уже нелегально приватизировала добрую половину от 1 358 сербских предприятий в крае, причем без согласия собственников. А это милларды евро! (8) И все эти многомиллиардные потери никак не обозначены на начавшихся уже переговорах Белграда и Приштины.
Пока И.Дачич ведет переговоры с Х.Тачи, лидеры сербов севера края (а они являются полноправной стороной переговоров) отказалась признавать т.н. договоренности об «интегральном управлении границами», направив письмо президенту и премьеру Сербии и потребовав встречи с ними и ознакомления их с «платформой по Косову и Метохии». Однако в Белграде их пока не слышат. В целом начало переговоров характеризуется полной неподготовленностью сербской стороны и поэтому больше напоминает сдачу позиций в режиме «дистанционного управления». То есть военная агрессия НАТО против Сербии сейчас должна быть дополнена изъятием части территории и ресурсов этой страны в качестве контрибуции. Однако и «победители» пока далеко не уверены в молчаливом согласии сербов с «легализацией» изъятия Косова и Метохии. В международно-правовом аспекте проблемы союзниками Сербии остаются Россия и Китай, держится, не сдаётся север края, да и подавляющее большинство сербских избирателей голосовало за Томислава Николича в надежде на изменение политики Белграда, прежде всего в косовском вопросе.
Официальное, по канонам международного права, признание властями Сербии «независимости» отторгнутой у неё силой территории будет иметь абсолютно необратимый, разрушительный характер для государственного существования сербского народа.
(1) http://www.nspm.rs/hronika/karel-svarcenberg-u-ratu-se-gube-teritorije-a-srbija-je-izgubila-rat.html
(2) http://www.praga-ru.com/izvestnyie-lichnosti/karel-shvartsenberg.html
(3) http://csis.org/files/publication/111110_Bugajski_TransatlanticApproach_web.pdf
(4) http://www.vestinet.rs/pogledi/naravno-nikad-vam-nece-reci-da-je-dosao-kraj-ali-srbija-je-pred-krajem
(5) http://srb.fondsk.ru/news/2012/10/20/daniiel-server-kluchna-reintegraciia-severa-kosova-sa-ostatkom-kosova.html
(6) http://www.nspm.rs/hronika/blic-nikolic-ljut-na-ministarku-energetike.html
(7) http://www.vaseljenska.com/vesti/otimanje-srpske-imovine-na-kosmetu/
(8) http://www.vaseljenska.com/politika/nova-faza-u-izdaji-srbije-poklanjanje-srpske-imovine-na-kosmetu/