Сегодня в мире идёт страшная, смертельная схватка идеологий. Беспощадная. Причём этой схватке сопутствует удар штурмовой авиации и выход авианосцев из их баз к местам этих идеологических схваток.
Российская Конституция, принятая в 1993-м году, я её называю кровавой конституцией, потому что она была принята на костях расстрелянного из танков Дома Советов, она отрицает за Россией право иметь Конституцию. Там говорится о том, что России – деидеологизированная страна, деидеологизированное государство. Это трагический тезис, который, по-видимому, в конце концов, будет пересмотрен, потому что идеология – это мать государства. Государство, которое не имеет идеологии, оно умирает. Его убивают.
Эта Конституция была принята в момент, когда Россия в виде Советского Союза потерпела стратегическое поражение и сюда, в качестве победителя, пришло другое государство. Это другое государство хотело бы, чтобы у нас, у нашей России не было идеологии. Этого не получилось.
Совсем недавно, года полтора назад, Путин сказал, что в этой схватке идеологий, которая происходит в мире, к сожалению, у России нет места, потому что у России нет идеологии. Также на другом форуме он сказал, что Россия подвергается мощнейшему идеологическому воздействию извне. При этом воздействии у России нет контрудара, нет антидота, нет контридеологии.
Поэтому очень насущно создать в кратчайшие сроки русскую идеологию. Звучит амбициозно и, в общем-то, глупо. Потому что идеология не создаётся ни за ломберным зелёным столом, куда кидают карты покеры, ни в лабораториях, ни в интеллектуальных центрах, ни в клубах. Идеология создаётся народом в войнах, в великих испытаниях, в переселениях, в катастрофах или в великих национальных мечтаниях.
Но всё-таки, прежде чем народ пройдёт через эти горнила, через эти испытания… а у нашего народа впереди громадные испытания, громадные вызовы. Этот покой, эта красота Селигера – это затишье перед бурей. Может быть, вы не знаете, что из вас готовят воинов будущих сражений. Дай бог, чтобы только идеологических. Повторяю, что для того чтобы создать эту идеологию необходимо хотя бы очень аккуратно, изысканно, осторожно предложить несколько эскизов, несколько лекал, по которым будут выстраиваться эти будущие идеологемы. Необходимо пробиться сквозь горы мусора, дряни и всяких ложных посылов, которые навалили на отечественное русское сознание в 1991-м году. Необходимо пробиться к тем потаённым кодам, которые живут в недрах русской истории и в недрах русского сознания.
Повторяю, что эти коды в течение двадцати лет перебивались. Их зашифровывали. Гайдар в своё время сказал, что «нам придётся перекодировать народ». И как угонщики автомобилей зубилом перебивают или переливают заводские номера, которые нанесены на шасси, на двигатель, на других элементы машины. Так и здесь этими зубилами пытались выбить коды русского сознания.
Что это за коды? Если посмотреть на русскую историю на всей её громадной протяжённости, то мы увидим, что русская история – это есть смена империй, это имперская история. Русская историческая традиция – это огромная длинная синусоида, которая на протяжении всех этих тысяч лет меняла обличия русской цивилизации, переходя или перепрыгивая, или перелетая и одной империи, в другую.
Имперская русская история делится на четыре, а может быть и на пять фрагментов…
Первый фрагмент русской истории, который многие из таких каноничных, историчных историков не признают имперским периодом, тем не менее, он является имперским периодом – Киевская Новгородская Русь, ещё языческая, ещё до Крещения, а потом и в Крещении демонстрировала свой имперский характер.
Это гигантские пространства, населённые огромным количеством народа – славян, угрофиннов, хазар, варягов, греков. Эти народы, эти пространства очень сложно взаимодействовали, управлялись, создавали синтез и в этой первой русской империи были созданы потрясающие русские явления, потрясающие красоты и ценности. Чего стоят две Софии – София Новгородская и София Киевская? Чего стоит эта [пылающая, 04:55] апсида Киевской Софии, похожая на золотое яйцо, в метре от которой стоит Оранта. Из этого яйца вырвалась православная первая русская империя.
А Ярослав Мудрый? А великие творения? А иконопись? А пришедшая на Русь великая грамотность? Эта империя пала и разрушилась под копытами татарской конницы, когда все эти великие завоевания в результате внутренних распрей, говоря сегодняшним языком – внутри либерального процесса, когда началась игра свободных сил, отрицавших централизм этой империи, когда возникла эта смута, эта империя стала беспомощной, наполненной внутренним противоречием. И её легко взял этот огромный конгломерат, новый, явившийся из азиатских пространств имперский субъект, именуемый Золотой Ордой.
Эта империя умерла так, что казалось, после неё русская цивилизация не возродится. После неё русская цивилизация была обречена. Мы не должны были появиться на свет. Но таинственной силой этот тайный гений, тайный ангел русской государственности прилетел из Киева во Владимиро-Суздальскую, а потом Московскую Русь.
Вторая русская империя, централистская, могучая, грандиозная империя – это Московское царство с колокольней Ивана Великого с Василием Блаженным, который являет собой образ русского рая, потому что те, кто строил эту каменную икону, в каменных формах хотели изобразить этот цветущий райский сад, этот цветущий райский цветок божественный. Эта империя существовала несколько столетий. По крайней мере, два столетия. И в недрах этой империи родились эти шедевры.
Там был Рублёв. В этой империи был один из грандиозных русских провидцев, философов старец Филофей, который обитал и жил в Пскове в Спасо-Елеазаровском монастыре и ныне существующем, ныне здравствующем. Этот старец основал концепцию «Москва – Третий Рим». Повторяю, это грандиозная, до сих пор до конца не осмысленная концепция, которая актуальна и сегодня. Эта концепция имеет и религиозный, и социальный, и даже социалистический смысл.
Эта империя разрушилась в результате смутного времени. Она разрушилась такими сильными толчками, что казалось, русская цивилизация опять исчезла до конца, ей больше не восстановиться, больше не возникнуть. Потому что по Руси гуляли в то время такие страшные силы, что центры русской цивилизации были разрушены, а сама имперская сущность перемещалась в сторону Варшавы, в сторону Кракова. Там могла возникнуть столица будущей панно-славянской, а может быть европейской империи.
Но опять произошло чудо. Опять произошли явления до конца не понятные историкам. Возник контрпроцесс и на месте этого пепелища, на месте этого осыпанного костями огромного кладбища, которое тянулось от западных границ до Урала и даже дальше, может быть даже до Тихого океана, возникла новая империя – империя Романовых, империя Петра, империя Петербурга. Империя восхитительной, божественной русской культуры – это могучая кучка, это потрясающая русская музыка, которая как бы вспенила всю мировую культуру, всю русскую музыку. Она показала глубинную сущность русской души, русского сознания, русского космоса. Это, конечно, Пушкин.
В центре Романовской империи стоят, может быть, не полки, хотя и они стоят, не великие чиновники, устроители земли, хотя и они тоже стоят, а стоит Пушкин. Пушкин, как русский универсум. Пушкин, как русское Солнце. Пушкин, который в самые страшные периоды нашей последующей истории спасал отечество, спасал русское сознание.
Эта империя существовала 300 лет. Она одерживала великие победы, присоединяла и наращивала пространства. Оснащалась инструментариями техническими, метафизическими, религиозными. И она в феврале 1917-го года пала, рухнула, превратилась просто в прах. Причём в который раз опять превратилась в такой пепел, из которого феникс русской цивилизации не мог возникнуть. Он опять был обречён на сосуществование.
И опять произошло чудо – появился Сталин, который своей мощной дланью вырвал гибнущую русскую цивилизацию из кровавой усобицы, из бойни, из огромной апатии, из утомления. Он выхватил её и поставил силой на ноги так, что она перед войной сумела создать своё оружие – оружие военное, оружие технологическое, оружие духовное, оружие идеологическое. И эта сталинская империя, четвёртая по счёту, была необычайна по своей силе, красоте, жестокости, необычности, таинственности и всечеловечности.
Смысл этой империи, по-видимому, был в том, чтобы одержать победу 1945-го года. Может быть именно для того, чтобы одержать эту победу 1945-го года и были принесены все эти жертвы. Ни для всеобщего образования, ни для бесплатной медицины, ни, может быть, для строительства дорог, а именно для того чтобы одержать метафизическую победу. Потому что в 1945-м году была одержана ни военная, хотя и военная, не геополитическая, хотя, конечно, геополитическая победа. Там была одержана религиозная – самая высокая и возвышенная победа. Ибо в это время схлестнулись космогонические силы.
Говоря пафосным языком это силы космической тьмы – фашизма, и космической лучистой энергии добра – Советского Союза с его идеей внутреннего, глубинного бессмертия и идеей божественной справедливости. Эта схватка стоила Советскому Союзу 30-ти миллионов его сыновей. Все говорят, что это чрезмерная цена, что победу надо было достигнуть другой ценой. Может быть ценой гибели одного солдата, а может быть без всяких потерь. Но поскольку схватка была не военная, а космогоническая, то цена, которую мы заплатили за эту победу, как я считаю христова цена. Она соразмерна с христовой жертвой.
Когда человечество 2000 лет назад зашло в тупик, оно должно было превратиться в огромный содом. Человечество превратилось в огромное скопление зла, тьмы, содомии, мерзости. Тогда у Бога не было другого выхода, как отдать на заклание себя самого, то есть своего сына. И жертва 1945-го года была соразмерна. Некоторые богословы считают, что именно в 1941-1945-м годах состоялось второе пришествие Христа, что Христос был среди нас. Христос был под Сталинградом, под Москвой, под Берлином. Это была огромная христианская пора. Хотя другие богословы и другие религиозные мыслители говорят, что это был безбожный, богоборческий век. Это не так. Это был век огромного духовного и по существу христианского напряжения.
Но и эта четвёртая сталинская империя рухнула в 1991-м году. Многие из здесь сидящих, а уж я-то помню, как она рухнула, как она превратилась в труху, в прах, пыль, перхоть. Она превратилась в ничто. Сюда пришёл победитель, сюда пришёл враг, и он сделал всё, чтобы после 1991-го года оставшееся от России пространство было навеки оккупировано. Чтобы у России, у этого пространства не было не своей реальной государственности, не своих реальных патриотических лидеров и вождей, не своей реальной экономики. Чтобы мы превратились не то, чтобы в сырьевой придаток, чтобы мы превратились в вечного, гнущегося, мерзкого, бессильного раба.
Всё, что происходило с 1991-го года по сегодняшний день – это мучительное и драматическое сражение, мучительный выход из-под этой оккупации. Говорят, что за это время Россия не досчиталась почти 10 миллионов своих сыновей. Может быть даже и больше. Я не говорю о тех 30 миллионах русских, которые были вышвырнуты за пределы своей материковой России. Я говорю о тех, кто не родился, о тех, кто умер от голода. Я говорю о тех стариках, которые вешались от тоски. О тех военных, которые видя крушение армии, пускали себе пулю в лоб. Эти жертв надо расценивать как жертвы поля боя. Они не были беглецами с поля боя, они не хотели жить в этой чудовищной, появившейся после 1991-х годов, оккупированной стране. И они сражались.
То, что мы сегодня выдираемся из этого плена. То, что у нас появляется всё больше и больше свободы. То, что мы практически самостоятельны во внешней политике. Ещё не самостоятельны в экономической политике, потому что экономический блок по-прежнему перекачивает русские деньги в американские ценные бумаги. То, что у нас появилось собственное самосознание. То, что мы здесь собираемся на «Селигере» и можем говорить о Родине, можем произносить слова «русский», «Россия», «империя». Всё это заслуга тех погибших людей. Слава им!
И вот наступило время, когда складывается новое государство. Ведь Ельцин создавал Россию как так называемое национальное государство. Была концепция сброса имперских окраин. Была концепция освобождения от этого бремени, от бремени Казахстана, от бремени Беларуси, Украины, Прибалтики, чтобы создать национальное государство, в котором доминирует 85% основного русского населения. В результате этого, потеряв, правда, при этом 30 млн русских, оставшихся за пределами материковой России, мы получили продолжение распада. Чудовищные 90-е, чудовищные две Чеченские войны, чудовищные взрывы сепаратизма, которые до сих пор не завершены и не кончены. Это результат осмысления России, как национального государства.
В одной из своих предвыборных статей, посвященной национальной политике, Путин сказал, что идея национального государства не состоялась, то есть она провалилась. Если провалилась идея национального государства, то значит, — договариваю я за него – торжествует имперская идея. Сегодняшняя Россия, оскоплённая, лишённая великих пространств, лишённая великих коммуникаций, выходов к морям, грандиозных городов, которые были построены усилиями всей советской империи и главным образом русскими людьми, она, лишённая всего этого, является империей.
Мы живём в пятой империи. Проблемы сегодняшней истории – это проблемы пятой российской империи. Состоится эта империя или не состоится? Будет ли она продолжать своё движение русской истории, оживляя свои пространства, усиливая свой внутренний, духовный потенциал, или нет? Это вопрос существования России, потому что Россия либо империя, либо конгломерат маленьких, ничтожных окраин и субъектов, которые становятся добычей мощных идеологических хищников, окружающих нас по периметру.
Таким образом, первая часть эскиза, первые константы, о которых мы говорим, — это эскиз, говорящий о том, что русская история и русская государственность – это имперская государственность и никакая другая, как бы ни хотели нам здесь противостоять враги этой концепции.
Вторые константы. Если посмотреть, что лежит в глубине русского отдельно взятого сознания, в глубине русского человека: бедного или богатого, старика или молодого, уже ушедшего или народившегося. Если разгрести этот огромный ворох мусора, который каждый день выливается на головы нашего человека через эти чудовищные телевизионные каналы, то обнаружится удивительная истина. С древних времён – с языческих, со времён наших волшебных сказок, русские томились идеей абсолютной, божественной справедливости. Они карали в своих сказках негодяев, насильников, неправильных царей, воров. Они отдавали хвалу людям справедливым. Причём самая высокая несправедливость, которая существовала и существует в мире, — это смерть.
Смерть – это великая несправедливость, которая предложена человеку. И человек всё это время мирился с этой несправедливостью, готовясь к смерти, готовясь к переходу в другое бытие. Но в волшебных сказках существует идея бессмертия. Русский древний человек мечтал о бессмертии и приближал это бессмертие через живую воду, через воскрешение из мёртвых, через молодильные яблоки, через бессмертие реального человека. Эта высшая справедливость кочевала из одной империи в другую, из одной исторической эпохи в другую.
Старец Филофей, о котором я уже говорил, провозгласил идею «Москва – Третий Рим». Это была ведь не просто идея. Он говорил о том, что смысл государства Василия III, великого князя, состоит не в том, чтобы увеличивать казну. Не в том, чтобы строить палаты и чертоги. Не в том, чтобы создавать армию и увеличивать территорию. Его смысл состоит в том, чтобы сохранять православную веру. Православную веру не как обряд, а как торжество райской мечты, райских идеалов. Идеалов того, что, в конце концов, утвердится на этой грешной, бренной и страшной земле, преодолев эту смерть, преодолев этот грех, это падение со светоносных высот. Вот о чём говорил старец Филофей.
Об этом же говорил Патриарх Никон в XVII веке, ожидая, что здесь, именно в Россию, под Москву, новый Иерусалим, который он построил, — это был удивительный проект, один из мощнейших проектов, может быть, всей мировой истории. Что сделал Никон? Он построил под Москвой копию… нет, это неправильное, неверное слово. Он построил подобие Святой Земли. Там в новом Иерусалимском монастыре есть Голгофа, есть Крестный путь, есть Фавор, есть Иордан, есть Храм гроба Господня.
Он считал, что Второе Пришествие будет здесь, под Москвой, потому что Россия – это желанная Богом страна, Россия – это родина Богородицы. Здесь праведность, здесь справедливость, здесь добро. А что такое советский строй, что такое сталинизм, если закрыть глаза на его жестокость, на его сверхтвёрдость, на его мобилизационный проект, продиктованный чудовищными условиями, в которые была поставлена страна? Это та же мечта о вечном благе, о вечной справедливости, о вечной ценности, которая делает человека человеку другом. Поэтому это идея не только социальной справедливости, но и справедливости вселенской, божественной, которая определяет отношение человека к человеку, человека к государству, человека к машине, человека к природе, к цветку, к звезде небесной, эта идея божественной справедливости заложена в глубину нашего сознания.
Мы живём сейчас в очень несправедливом обществе. Может быть, это одно из самых несправедливых обществ. И нам всем придётся восстанавливать этот глубинный код русской души и русского сознания. Сейчас прибежищем справедливости не является парламент, не является суд, не являются государственные институты. Критерием справедливости в сегодняшней России является русская литература, великая русская культура, которая вся наполнена тоской по высшей божественной справедливости. И, конечно же, православная церковь, как бы на неё не нападали, и какие бы издержки она сегодня не несла, мы видим её недостатки. Именно там, у алтарей, живёт негасимое пламя этой божественной справедливости, этой райской сущности.
Поэтому повторяю, второй код, вторая часть русской идеологии, [неразборчиво, 21:45], это идеология вселенской, божественной справедливости. Это та идеология, по которой тоскует мир. Мир сдирает с себя эту чудовищную кожу несправедливости, этот либеральный проект, который вверг нас в катастрофу экономическую, военную, демографическую и гуманитарную по существу. Идея справедливости грядёт и Россия, которая на своём историческом пути претерпела столько трудностей, столько трагедий, столько бед, столько мучений, она выйдет на авансцену предложить миру свой концепт.
Вам, сидящим здесь, тем, кто склонен к философии, тем, кто склонен к мировоззренческим конструкциям, предстоит сформулировать в понятных миру словах концепцию глобальной справедливости, нового уклада, новой модели, к которой стремится человечества. А может быть и в непонятных миру словах, потому что вещи тонкие, сложные, требуют другой лексики, другого художества.
Конечно, всё, что я говорю, очень приблизительно. Это очень экспрессивно. Это плод моих индивидуальных размышлений, но не только. Рядом со мной находятся блистательные мыслители, блистательные русские философы. Некоторые из них читали вам здесь лекции – это и Андрей Ильич Фурсов, и Дугин, и Максим Шевченко. Это всё люди, которые работают именно над русской идеологией сегодняшнего и завтрашнего дня. Это очень тернистый путь. В высшей идеологии есть только религия, скажу я вам.
Однажды министр иностранных дел Лавров в период очень большой своей усталости собрал коллегию в Министерстве. В этой коллегии находились его послы, члены его коллегии, дипломаты, старики-дипломаты. И он сказал: «Друзья, для того чтобы понимать мир, вы изучаете политику. Но для того чтобы понимать мир, нужно изучать религию», потому что в основе всех земных сражений, катастроф, подъёмов и побед лежат метафизические ценности. По существу, божественные ценности.
Если понимаешь эти таинственные законы Неба, таинственные законы этих империй, то тебе удаётся понимать и эту земную реальность. Кстати, многие считают, что Сталин понимал эту метафизическую реальность и вес. Именно за счёт его прозрения, именно за счёт его понимания ему удалось обскакать, обыграть таких пройдох, таких искушённых политиков как Рузвельт, Черчилль, не говоря уже о Гитлере.
Поэтому сопоставление русской идеологии – это огромная и очень интересная насущная задача. В недрах этой идеологии, помимо того, что я вам сказал, лежит концепция русского чуда. Потому что все эти падения в пропасть, в чёрные дыры и восхождения из них, преображение русской цивилизации каждый раз в новую сущность, обличение её в новые одежды, как это бывает во время пасхальных служений. Во время них священник влетает в алтарь и надевает на себя то алую, то белую, то серебряную, то золотую мантию и опять выскакивает в новом облачении. Так и русская цивилизация каждый раз приобретала свои новые ризы, свои новые облачения.
Однако появление новой русской цивилизации – это таинственный процесс, непонятный классическим историкам. Это процесс, связанный с русским чудом. Поэтому терминология русского чуда – это часть новой русской идеологии. Конечно же, в основе всего этого лежит религия русской победы, которую, как все говорят, нам ещё предстоит одержать. Русская победа, поверьте мне, друзья мои, она одержана. Может быть, она не видна здесь, среди неправедных судов, среди чудовищных дорог, среди злодеяний, среди апатии большой части народа, но русская победа одержана впереди.
Она одержана также как она была одержана в 20-х годах в лице победы 1945-го года. Люди не знали, что в 1945-м году будет одержана победа, хотя они рыли каналы, строили авиационные моторы, испытывали новые танки. Выстраивали новую идеологию, слагали новые боевые марши и песни. Но вела их уже одержанная победа. Поэтому русская победа XXI века одержана и эта победа влечёт нас. Она нас собирает, она не даёт нам упасть, она нас вдохновляет. Всё, что создаётся положительного и прекрасного в наши дни, это результат того, что впереди у нас сияет звезда русской победы.
Благодарю за внимание!