Говядина становится одним из самых дефицитных товаров на американском продовольственном рынке. К такому выводу пришли организации по защите потребителей после очередного неутешительного доклада Департамента сельского хозяйства (Department of Agriculture – USDA).
Согласно последним данным, количество голов крупного рогатого скота в Соединённых Штатах составляет на сегодняшний день 91 млн. Это самый низкий показатель с 1952 года, то есть за последние шесть десятилетий.
Самое страшное заключается в том, что все последние годы государство не делало ничего для спасения некогда процветающего мясного бизнеса. «Сто лет назад хороший говяжий стейк считался символом Америки, — рассказывает фермер Рафаэл Гленн из Джорджии. – Люди специально приезжали на юг, чтобы отведать это блюдо. Сегодня же даже в элитных стейк-хаусах порой используется импортная говядина. Мы начинаем забывать вкус нашего родного коровьего мяса».
Упадок мясного бизнеса связан с пятью причинами.
Первая – сильнейшая засуха в Техасе, Оклахоме и других «говяжьих» штатах. Из-за отсутствия дождей резко подскочили цены на воду, траву и зерно. Как следствие, многие фермеры приняли решение отправить коров на откормочные площадки (feedlots), где они получают дешёвое питание с большим количеством химикатов и прочих добавок, и на скотобойни.
«Ситуация ужасная, — признаётся Джейсон Шад из Оклахомы, фермер в пятом поколении. – Животные теряют в весе и становятся лёгкой добычей инфекций.
Многие коровы не могут дать потомства. Фермеры в панике. Многие принимают решение забить рогатый скот, продать мясо и сменить направление бизнеса».
Вторая причина – чересчур высокие требования со стороны Управления по контролю за продуктами и медикаментами (Food and Drug Administration – FDA). Многие фермеры признаются, что соблюдение всех без исключения правил автоматически поднимает мясо в цене до $10 за фунт.
Инспекторы же FDA не скупятся на штрафы и проверки, так как бюджет ведомства во многом зависит от собранных в качестве штрафов, пошлин и налогов средств.
В-третьих, экспорт американской говядины, как это неудивительно, подскочил в прошлом году на 22% и продолжает расти в текущем году. Основными покупателями сегодня являются Канада, Япония, Южная Корея и Гонконг.
Здесь таится главный «говяжий парадокс». С одной стороны, Америка продаёт говядину в другие страны, так как низкий курс доллара невероятно выгоден для закупщиков, а долгосрочные контракты выгодны южным фермерам.
С другой стороны, Штаты не отказываются закупать мясо из стран третьего мира по сверхнизким ценам. Причём USDA очень не любит обсуждать этот бизнес, прибыль от которого также получают частные бизнесмены.
Четвёртая причина – увеличение стоимости разделки, упаковки, транспортировки и хранения мяса. «Перед тем, как говяжий стейк будет подан в ресторане Нью-Йорка, он пройдёт через руки 12 – 15 специалистов, — уверяет фермер Бен Скарелли. – Доставлять в рестораны и на прилавки мясо гораздо сложнее, чем свежую рыбу из многочисленных озёр и двух океанов».
В-пятых, фермерам катастрофически не хватает квалифицированных работников – начиная сборщиками зерна и заканчивая мясниками. Нанимать нелегальных иммигрантов не позволяет законодательство, а работать за минимальную заработную плату граждане США не соглашаются.
Благодаря всем этим причинам стоимость одного паунда «живой говядины» (то есть, если взвесить всю корову, приготовленную к забою) достигла $1.26 за фунт. Это на 20% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Согласно официальным прогнозам USDA стоимость говядины поднимется в 2012 году на 5% — 10%. Независимые эксперты, однако, уверены, что столь незначительно повышение объясняется падением качества мяса. По их мнению, фунт на 100% органической говядины будет стоить по итогам текущего года не менее $15 – $17. Хороший же стейк в среднестатистическом американском ресторане может обойтись в $30 – $35.
Исследователи мясного рынка всё же увидели одну обнадёживающую тенденцию на фоне пессимистических «говяжьих новостей». Жители США (в основном, семьи из четырёх человек и больше) стали чаще закупать мясо у частных фермеров, игнорируя супермаркеты и бакалейные лавки. Как правило, люди сразу покупают 50 – 60 фунтов свежей говядины по оптовой цене, которой потом питаются 2 – 3 месяца. «Если вы так любите говядину, то потратьтесь один раз на большой холодильник и найдите хорошего фермера в вашем штате, — советует житель Манхэттена Рой Хэйворт. – Вы потратите деньги на бензин и платные мосты, потеряете несколько часов времени, но вы получите именно то, что может стать самым дефицитным продуктом – хорошее свежее мясо. В противном случае, станьте вегетарианцем, чтобы не разориться».
Здесь стоит добавить, что вегетарианские организации активизировали свою деятельность после нерадостных сельскохозяйственных новостей. Отказ от мяса, по их мнению, теперь выгоден не только в плане оздоровления организма, но и в плане экономии денежных средств…