В воскресенье, 25 мая, Римский папа Франциск и Патриарх Константинопольский Варфоломей совершили экуменическое богослужение в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Встреча состоялась через 50 лет после того, как в Иерусалиме встретились их предшественники — папа Римский Павел VI и Константинопольский Патриарх Афинагор I, которые сняли друг с друга взаимные отлучения, наложенные в результате Великого раскола в 1054 году.
Во время встречи с Константинопольским Патриархом в Храме Гроба Господня Франциск поцеловал руку Варфоломея. По словам очевидцев, Константинопольский Патриарх «почувствовал замешательство, не успев убрать руку до поцелуя, и вежливо ответил крестообразным лобызанием». Комментаторы рассматривают этот жест как очередное внешнее проявление смирения со стороны Франциска и вспоминают, как 14 декабря 1975 года папа Римский Павел VI упал в ноги Халкидонскому митрополиту Мелитону (Хатзису). Это произошло тогда во время Мессы в Сикстинской капелле в Ватикане, после объявления об учреждении комиссии по связям между Восточной и Западной Церквями.
После столь трогательной встречи Франциск и Варфоломей возглавили экуменическое богослужение в храме Воскресения Господня. Понтифик при этом находился с правой стороны, что свидетельствует о том, что Варфоломей после папского поцелуя признал его положение более высоким, чем положение Константинопольского Патриарха. «Впервые в истории христианства все Церкви Святой Земли прославляли Бога вместе», — с восторгом пишет по этому случаю «Радио Ватикана».
«Не будем глухи к мощному призыву к единству, раздающемуся как раз из этого места, в словах Того, Кто, воскреснув, всех зовет стать Его братьями», — заявил понтифик. «Конечно, мы не можем отрицать, — признал Франциск, — что разделения существуют до сих пор между нами, учениками Иисуса». «Но разногласия, – добавил он — не должны нас пугать и останавливать наш путь. Нужно верить, что так же, как камень был отодвинут от гроба, можно отодвинуть все преграды, до сих пор мешающие полному общению между нами».
Папа предложил найти «такую форму осуществления служения Римского епископа, которая бы, в соответствии с его миссией, открылась новой обстановке и смогла быть в сегодняшнем контексте всеобще признанным служением любви и единства».
«Когда христиане разных конфессий оказываются в страданиях вместе, рядом, помогая друг другу с братской любовью, — заявил Франциск, — то осуществляется экуменизм страдания, экуменизм крови. Он обладает особой действенностью не только для своего контекста, но и, в силу общения святых, для всей Церкви. Те, кто убивают из ненависти к вере, кто преследуют христиан, не спрашивают у них, православные они или католики: это христиане, а христианская кровь – одна и та же».
Слова Патриарха Варфоломея во время экуменического Богослужения, подчеркивает «Радио Ватикана», были созвучны сказанному понтификом. Патриарх призвал преодолеть самый распространенный страх современности – страх перед другим, перед иным, перед тем, кто верует иначе. Он привел в пример встречу Павла VI и Афинагора, которая «прогнала страх, разделявший две Церкви целое тысячелетие», и «превратила страх в любовь». «Это – единственный путь к тому, «дабы все были едино»», — полагает Патриарх Варфоломей I.
По итогам встречи Франциск и Варфоломей приняли совместную декларацию. «Наша братская встреча сегодня является новым и необходимым шагом на пути к единству, привести нас к которому может только Святой Дух», — говорится в документе. «Сегодня мы подтверждаем нашу приверженность продолжать вместе путь к единству, о котором Христос, Господь наш, молился Отцу: "Да будут все едино" (Ин. 17: 21)», — заявили папа Франциск и Патриарх Варфоломей.
«Богословский диалог, предпринимаемый международной совместной комиссией, предлагает фундаментальный вклад в поиск полного общения между католиками и православными», — говорится далее. «Мы еще раз подтверждаем, что богословский диалог не стремится к богословски наименьшему общему знаменателю, на котором был бы достигнут компромисс, а скорее речь идет об углублении нашего понимания всей Истины, которую Христос дал Своей Церкви», — заявили папа Римский и Патриарх Константинопольский.
Они также отметили сферы, предоставляющие возможность общих действий, в том числе святость жизни и брака, а также самосохранение творения. «У нас уже есть долг, чтобы предложить общее свидетельство любви к Богу для всех людей, работая совместно ради служения человечеству, особенно в деле защиты достоинства человеческой личности на каждом этапе жизни, святости семьи, основанной на браке, в содействии миру и общему благу, и в ответе на страдания, которые продолжают поражать наш мир. Мы признаем, что голод, нищета, неграмотность, несправедливое распределение ресурсов — это проблемы, которые должны решаться постоянно», — говорится в декларации.
«По нашему глубокому убеждению, будущее человеческого рода зависит от того, как мы защищаем — разумно, с состраданием и справедливостью – дар создания, который наш Создатель вручил нам, — отметили Франциск и Варфоломей. — Поэтому, мы признаем в раскаянии неправомерно плохое обращение с нашей планетой, что равносильно прегрешению в глазах Бога».
Обращаясь к теме религиозной свободы и гонений на христиан, папа и Патриарх говорили о «настоятельной необходимости эффективного и заинтересованного сотрудничества христиан в целях повсеместной защиты права выражать публично свою веру». Стороны отметили, что Христианство продолжает предлагать современному обществу и культуре диалог. «В связи с этим мы призываем всех христиан содействовать подлинному диалогу с иудаизмом, исламом и другими религиозными традициями», — говорится в декларации.
За этими разговорами о социальных проблемах человечества, о необходимости совместных действий по защите природы, института семьи, борьбы с голодом, нищетой и несправедливостью, вопросы догматические, разумеется, отошли на второй план как «мало существенные». В этом, видимо, и заключается план иезуита Франциска — сделать социальную тематику, в чем поднаторела Католическая церковь, основой повестки для так называемого «православно-католического диалога». Давно готового соглашаться с Ватиканом "хитроумного" грека Патриарха Варфоломея убедить удалось поцелуем. Только вот согласятся ли с таким «диалогом» православные верующие? Опыт показывает: не согласятся. Скорее выгонят взашей таких архиереев – изменников Святому Православию.
Читайте также: На Украине идет цивилизационная война