Незаконный Запад

krupnov

Происходящее в современной международной политике невозможно понимать вне нерешаемых тысячелетиями проблем всемирной истории  и истории христианского мира.

И такой ключевой проблемой является обнаружение источника существования справедливой власти в мире,  субъекта созидательной мирополитики или, если выражаться правовым языком, обнаружение легитимности претензий на установление всеобщего миропорядка и на всемирную власть.

Такая проблема возникла после полного изменения всех основ и  отправных точек мировой жизни в ходе революций 18 – 20 вв., начиная с обретения североамериканской британской колонией независимости и возникновения США и, конечно, с Французской революции, и заканчивая разрушением СССР и Югославии в последние годы 20-го века.

После всех бесчисленных переворотов, оборотов, коловращений и скатываний вниз (так примерно переводится «революция») в начале 21 века мир не только оказался в состоянии начала хаоса, но и без всяких исходных точек отсчёта, без начал и концов в мировом общественном сознании.

Мировой державой, с этой точки зрения, станет та новая государственность, которая сумеет остановить эту по дурному бесконечную череду революций, вырваться из плена произвольных захватов власти и титулов, из череды узурпаций узурпаторов и экспроприации экспроприаторов, восстановить начала и концы, показать и доказать своё первородство на решение мировых проблем как теоретически, так и конкретными действиями.

Отсюда, мировая держава и есть, во-первых, инструмент решения проблемы преодоления мирового  хаоса, недопущения мировой гражданской войны «всех против всех»  и, во-вторых, средство утверждения прочного миропорядка, который, с одной стороны, будет совершенно новым и уникальным, а, с другой стороны, прямым преемником и наследником миропорядка, который существовавал последние тысячелетия.

Для решения проблемы восстановления мировой легитимности необходимо в обязательном порядке уяснить себе полную, вне всяких сомнений, незаконность любых претензий Запада (в лице США, орудия США в Европе НАТО и Европы) на мировое первенство и власть, на вообще какую-либо легитимность и самостоятельные права в мире организуемых Западом империй.

Нелегитимность Запада определяется тем, что после того как первый римский христианский император Константин, вошедший в историю как Константин Великий Святой и Равноапостольный, в  330 году н.э. официально перенёс столицу  Римской империи с берегов Тибра на берега Босфора, из древнего Рима в «Новый Рим» — в Константинополь (бывший Византий),  –  после всего этого ряд прямых подданных византийского императора, оставшихся в резко снизившим свой статус городе Риме[i], в сговоре с папами не только отказались служить единственно законному монарху, но и напрямую предали Римско-Христианское дело, выступили совместно с Османами против Константинополя, Второго Рима, и, в конце концов, объединёнными усилиями захватили и разграбили центр мирового христианского царства, уничтожили Цареград – Державу Ромеев.

Предательство началось с разделения царства в конце IV  века на Восточную и Западную империи. При этом благосостояние западной части, важно подчеркнуть, всегда зависело от  благосостояния восточной части империи. Западная часть была слабой и оказалась неспособной защитить свои провинции от набегов варваров – поэтому она постепенно  распалась на несколько варварских государств, а в 476 был окончательно смещен последний император Западной Римской империи.

На обломках Западной Римской Империи к VIII веку возникло крупное германское государство – франкское. Основателями его и главами почти 300 лет были правители из династии Меровингов, каждый из которых был признан Ромейским царством (Византией) в качестве законного главы Западной части империи.

В 751 Пипин Короткий, отпрыск рода Каролингов, неизменно поставлявшего Меровингам майордомов (управляющих), при полной поддержке папы Римского сместил последнего из Меровингов. Каролингский переворот  стал первой в Христианское время революцией, первой внушительной победой третьего сословия (буржуа и лавочников) прямым нарушением отношений с Восточной империей.

Известный историк Византии Ф. И. Успенский так описывал состоявшуюся незаконную сделку: «Папа под страхом отлучения заповедал вельможам и народу избирать себе королей только из этой освященной Церковью фамилии Каролингов. С другой стороны, Пипин дал торжественную клятву за себя и за свое потомство заботиться о Церкви и блюсти ее интересы. Таким образом, один папа три года назад разрешил Пипина и франкский народ от присяги Меровингу — законному государю, теперь другой папа закреплял духовным авторитетом своим светскую власть над франками за наследниками Пипина»[ii].

Более того, Пипин не только захватывает престол, но ещё   принуждает Папу Римского внести кардинальное изменение в Символ Веры (принятый ещё Никейским собором в 325 году) –  идею Filioque, которая породила католицизм и вызвала принципиальное и обоснованное противостояние между Папой и Восточной Церковью.

И вот тут для Запада возникла принципиально новая историческая ситуация. Самое большое из германских — королевств Франкское королевство Пипина  Короткого и его сына Карла Великого (в это королевство в итоге вошла основная часть Западной Европы) — оказалось востребованным в качестве силы, способной выступить стражем интересов Святого престола и, таким образом, всецело заменить Ромейское (Византийское) Восточное царство.

В 754 в аббатстве Сен-Дени под Парижем Папа Стефан II совершил незаконное помазание Пипина на царство. Одновременно с ним были также помазаны его сыновья Карл и Карломан.

А уж к тому времени, когда Карл Великий сумел завоевать господство над всей Западной Европой,  на Рождество 800 года народ Рима провозгласил его императором римлян, а папа Лев III увенчал золотой короной. Таким образом, Карл принял титул от жителей города Рима, тесно связанных с Папской областью, и от самого Папы, которому и лично было за что благодарить Карла — в 774 году Карл, впервые посетив Рим на Пасху, возобновил так называемое «дарение Пипина», на основании которого возникла Папская область и, в последующем, государство Ватикан.

Произвольно и незаконно увенчав 25 декабря 800 Карла Великого императорской короной, папа Лев III разорвал, тем самым, все связи с Константинополем и создал новую Западную империю уже не как часть единой мировой монархии с центром в Константинополе, а как альтернативную Восточному царству (см. также прекрасное изложение ситуации отнюдь не провосточным и не пророссийским математиком и философом Бертраном Расселом в Приложении 1 к данной главе).

То, что коронован был не очередной глава Западной части единой Римской империи, а – по претензиям — новый глава всей Римской империи, все прекрасно понимали. Для хотя бы видимости оправдания этого незаконного и самозванного действа был найден предлог – якобы отсутствие в то время в Царстве Ромеев (Византии) императора, поскольку императрица Ирина, занимавшая после смерти Константина VI престол, якобы по причине своей принадлежности к женскому полу не не могла полноценно занимать первопрестол.

Царство всех римлян-ромеев, Византия, как и должно было быть, по праву не признала новоявленного мирового монарха и добилась того, чтобы уже через 12 лет Карл отказался от претензий на главное звание и признал себя главой только Западной империи и не базилевсом-императором всех римлян-ромеев,  а императором-августом.

Важнейшим моментом этой всемирно-исторической драмы стало то, что, сделав решающий шаг по обособлению себя от Ромейского царства (Византии), короли Западной империи в дальнейшем стали выдавать себя не только за   альтернативную и единственно законную мировую монархию, но и за прямых и единственных наследников Римской Империи и самого («живого» ещё тогда) Царства ромеев раннего периода.

Именно с момента коронования Карла Великого и возникла незаконная Западная империя, незаконный Запад, который с тех пор, с одной стороны, сознавая свою нелегитимность, всячески старается воинственными выходками преодолеть свою неправоту и нетвёрдость, с другой стороны, неустанно заботится о фальсификации истории и организации прямых подлогов и, с третьей стороны, старается всякий раз уверить себя в собственном величии через обозначение своего происхождения от Карла Великого.

Вот красноречивые слова бывшего президента США Билла Клинтона во время торжественной церемонии вручения ему премии имени Карла Великого: «… Предвижу, что уже при жизни следующего поколения ЕС будет включать в себе я не менее 30 государств — членов — от Балтики до Балкан и далее — до Турции. Возникнет сообщество невиданного культурного, политического и экономического разнообразия, и жизненной силы. Это будет Европа размеров несравнимых с теми, о которых мечтал Карл Великий.

Воплотится в жизнь наша вера в то, что Европа, в конечном счете, не только и не сколько географическое понятие, но и объединяющая идея. Это — вечно растущий континент, населенный различными народами и объединенными общей судьбой, живущими по одним и тем же законам, и исповедующим одни и те же истины: что этническая и религиозная ненависть неприемлемы, что права человека неотторжимы и универсальны и что наши различия — источник силы, а не слабости, что конфликты должны разрешаться с помощью аргументов, а не оружия.

… Да, какие-то разногласия между нами были и, скоре всего, будут, ибо мы всего лишь люди — существа бренные и несовершенные. Но поскольку Европа в нашем понимании это не только территория, но и идея, постольку и Америка остается частью Европы, связанной с ней пуповиной родственных связей истории и ценностей. Европа и Америка должны черпать силу в нашем трансатлантическом союзничестве…»[iii].

Эта победная песнь славного продолжателя дела Карла Великого  заставляет во всей полноте ощутить сегодня всемирно-историческую чуткость и точность инока Филофея, когда он писал: «И не дивися, избраниче Божии, яко латыни глаголють: наше царство Ромеиское недвижимо пребывает, аще быхом неправо веровали, не бы Господь снабдел нас. Не подобает нам внимати прельстемъ их, во истину суть еретицы, своею волею отпадше от православныя веры христианьския, паче же опресночнаго ради служениа. Быша с нами в соединении семьсотъ летъ и седмьдесят, а егда отпадаша правыя веры, семьсотъ и 30 и 5 лет, в Аполи[нарие]ву ересь впадше, прелшени Карулсом царем и папою Формосом»[iv].

То, что сами первые Западные императоры, начиная с  «Карулса царя»  прекрасно понимали первородство Византийского царства, следует из многих вещей.

Прежде всего, самозванцы, как и положено в подобных случаях, активно старались представить дело так, будто именно они обладают законным преемством.

Ключевую роль тут играла подложная Дарственная грамота Константина Великого[v].

В этой грубой фальшивке говорится о том, что ещё в год своего обращения в христианство (312 г.) Константин передавал в дар Римскому епископу всю полноту своих прав и все свое достояние — признал главу римской Церкви «викарием Христовым»  и отдал ему статус императора.

Неудивительно, что эту претензию на наследство и законность высшей власти, эту абсолютную  ложь старательно закрепляли всяческими способами в символах и картинах Запада. Так, распространены изображения   «Дарственная Константина… Сильвестр изображается на троне в папском облачении; он получает в дар от императора, преклонившего перед ним колени, римские земли». Много картин было написано на сюжет «Сильвестр крестит императора Константина»[vi].

29 мая 1453 Константинополь был взят османским[vii] султаном Мехмедом II  и, важно заметить, последний византийский император Константин XI пал в бою. С тех пор, Ромейское Царство стало ещё проще, с одной стороны, «выпихивать» из центра всемирной истории на периферию, а, с другой стороны, ссылаться на подложные «свидетельства» и «факты».

Так с того времени и пошло, что Запад всегда вынужден был разделять признание в качестве единственного источника легитимности римскую власть Константина и Восточного ромейского царства (Византии) и, тем самым, пускаться во все тяжкие – чтобы выдавать себя за безусловных наследников (буквально, прошу прощения, за «детей лейтенанта Шмидта» по типу Шуры Балаганова и Поняковского).

Первоначальность Восточной империи также хорошо видна в отношении к ней докаролингских Западных императоров и даже варваров.

«Варвар»  Одоакр, начальник наёмного германского отряда, который в 476 г. сместил последнего правителя Западной Римской империи Ромула Августула, сразу же обратился за легимитизацией своей власти в сторону Византии — отправил императорские инсигнии басилевсу Зенону и  получив от него титул патриция и все полномочия на управление западными провинциями. Кстати, через этот акт в очередной раз осуществилось воссоединение Западной империи с Восточной под безусловным первенством Восточной.

А вот как историк А.А. Васильев описывает отношение к Восточному императору следующих правителей: «В Западной Европе во время Анастасия происходили дальнейшие изменения.

Теодорих сделался остготским королем в Италии, а на далеком северо-западе, еще до вступления Анастасия на престол, Хлодвиг основал сильное франкское государство. Оба государства были созданы на землях, теоретически принадлежавших римскому, т. е. в данном случае византийскому, императору. Конечно, о какой-либо действительной зависимости, особенно отдаленного франкского государства, от Константинополя не было и речи. Но в глазах подчинявшегося германцам туземного населения власть пришлого государя только тогда получала настоящее обоснование, когда она подтверждалась с берегов Босфора. Поэтому когда готы провозгласили Теодориха в Италии королем, "не подождав, — как говорит современный хронист, — распоряжения нового принцепса", т. е. Анастасия, Теодорих просил последнего прислать ему знаки императорской власти, отправленные раньше Одоакром Зенону. Просьбу остготского короля Анастасий исполнил, после чего первый в глазах итальянского туземного населения сделался законным правителем.

Хлодвигу франкскому Анастасий послал диплом на консульское достоинство, которое с великой радостью было им принято. Конечно, здесь речь шла лишь о почетном звании консула, которое не влекло за собой отправления соответствующих обязанностей. Тем не менее для Хлодвига это имело большое значение. Римское население Галлии смотрело на восточного императора как на носителя верховной власти, от которой другая власть должна была получать свою компетенцию. Диплом Анастасия на консульское звание доказывал галльскому населению законность власти Хлодвига над ними. Он делался этим как бы наместником провинции, которая теоретически оставалась частью единой Римской империи. Подобные отношения византийского государя к западным германским государствам указывают на то, как в конце V и начале VI века еще сильно жила на Западе идея единой империи»[viii].

Осознание западными правителями собственной незаконности видно также и из стремления  Оттона I, коронованного в Риме в 962 в качестве императора Священной Римской империи, заключить союз с Константинополем. Ему все же, после двух безуспешных посольств в 972, удалось добиться для своего сына Оттона II руки Феофано, родственницы императора Иоанна I.

Отметим, что эти попытки Оттона заполучить легитимность от Византии выглядят достаточно суетливыми и лукавыми на фоне того, что через 17 лет, в 989, киевский князь Владимир пришёл на помощь византийскому императору Василию II, сильно помог последнему окончательно взять верх во внутренних византийских смутах и не только установил союз Киевской Руси и Византии, не только  разрешил русским воинам остаться на византийской службе – в результате чего было создано ядро прославленной варяжской гвардии (в Византии их называли варангами), не только скрепил этот союз браком с родной сестрой самого императора Василия Анной, но и открыто и величественно принял христианство напрямую от Византийской Церкви и установил духовное руководство Церкви вплоть до тех пор, пока в 15 веке  после уже гибели Византийской империи  на Руси не было установлено собственное высшее и самостоятельное церковное правление.

Принятием Христианства сам Владимир повторил и воспроизвёл духовный подвиг первого христианского государя – Константина: т.е. сумел увидеть и воспринять первоосновность христианства как основание мировой жизни и мощной государственности мирового значения.

И вместе с Христианством Владимир принял для России все права подданого Ромейского царства, когда оно жило, и, затем, законного наследника.

Этот момент принципиальный. Отмечаемое недавно тысячелетие крещения Руси является и тысячелетием христианской государственности России как правопреемницы мировой державы Царьграда.

Почти такие же, как у Владимира и России возможности стать потенциальными законными наследниками  была у основателя и создателя Франкского государства и православной Франции Хлодвига – как и у самой Франции. Однако Каролинги, прервав династию Меровингов и вступив в сговор с Папой против Восточного басилевса, верховного и единственного правителя, лишили себя такой возможности[ix].

Лихо, надо признать, справляется с проблемой легитимности Запада известный английский историк Арнольд Тойнби: «В первой фазе западной истории на Европейском континенте стимулирующее действие давления со стороны варваров обнаружилось в создании обществом, выросшим из государства-преемника распавшейся Римской империи, новой социальной структуры — варварского княжества франков. Франкский режим Меровингов был обращен лицом к римскому прошлому [здесь историк делает знаменательное примечание, сводя проблему к «воспоминаниям»: «Первые франкские монархи признавали почетное верховенство Константинопольского престола, сохраняли структуру позднеримской администрации, правда, лишь по отношению к галло-римскому населению. К нач. VIII в. эти римские воспоминания значительно ослабли»].

Франкский режим Каролингов, хотя и предпринял попытку эвокации призрака Римской империи, был, тем не менее, всецело обращен к будущему и к призраку взывал лишь затем, чтобы помочь живым выполнить их сверхчеловеческую задачу. Эта полная трансформация социальных функций франкской державы, эта решительная переориентация франкской политики-всего лишь новое проявление вечной тайны Жизни. "Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое" (Суд. 14, 14)»[x].

Но можно придумывать любые объяснения задним числом. Существо же дело в том, что с того времени окончательно и бесповоротно Запад разошёлся с миром и с мировым сообществом с момента незаконного возложения на свою голову императорской короны Рима королём Карлом   Великим.

Вот как доходчиво описывает этот принципиальный момент обособления Запада от мира прозападный и либеральный в целом историк Н.И. Кареев в своей работе «Общий ход Всемирной Истории. Очерки главнейших исторических эпох».

«Основа разделения средневековой Европы на две обособленные одна от другой половины была положена еще в античную эпоху. Уже с самого начала средних веков связь Запада и Востока все более и более слабела, но Западу предстояло еще найти внешнее выражение и внутреннее обоснование своего обособленного от Востока единства. В 800 г. франкский король Карл Великий, соединивший под своею властью почти все старые провинции Западной империи и завоевавший Германию, возлагает на свою голову императорскую корону Рима.

С другой стороны, в духовном отношении римский епископ постепенно делается средоточием западного христианства, стремясь в то же время освободиться от политического подчинения византийским императорам, в каком папы прежде этого находились по отношению к теоретически признававшимся и на Западе владыкам мира: восстановление в 800 г. западной империи и порывает окончательно политические связи папства и Византии. Все это подготовляет и разрыв того церковного единства, выражением которого в IV — VIII веках были вселенские соборы: спор папы Николая I и византийского патриарха Фотия, усложненный соперничеством восточного и западного духовенства в обращении славян и спорами по поводу разных догматических и обрядовых вопросов, производит в церкви схизму: с середины IX в. до середины XI в. обе церкви все более и более становятся во враждебные отношения, а затем происходит окончательный разрыв. С IX века все католические страны Запада составляют из себя особый мир, противополагающий себя и мусульманству, с которым он соприкасался в Испании и Сицилии, и восточному, греческому христианству. В IX веке мир этот был таким образом уже совершенно обособлен, будучи в то же время объединен империей Карла Великого и возвысившейся властью римского папы, и в нем ясно обнаружились те особенности, которые характеризуют его историю в следующих веках, — особенности, явившиеся результатом взаимодействия старых, римских, и новых, германских, элементов, наполняющей все время до Карла Великого. С этой эпохи и начинается западноевропейское, романо-германское, католико-феодальное средневековье в собственном смысле.

… Папы давно стремились порвать связи с Византийской империей, и возложение Львом Ш на голову Карла императорской короны уничтожало последние признаки власти византийского императора на Западе (утверждение пап), а Карл, в свою очередь, содействовал признанию папской власти во всех областях своей обширной империи. Все, что входило в состав монархии Карла или примкнуло впоследствии к объединенному и обособленному ею миру, таким образом нашло свой духовный центр в Риме, и идея о том, что западно-христианский мир имеет две главы — императора и папу, сделалось одною из основных идей западноевропейского средневековья.

Таково значение монархии Карла Великого: она объединила и обособила Запад, объединила его романские и германские нации для отражения внешних врагов и распространения западной культуры, обособила его от Востока, завершив процесс, происходивший в варварскую эпоху, и подготовив совершенно новый порядок вещей. Империя Карла распалась при его внуках, и раздробление ее пошло очень далеко, но западный мир продолжал сознавать свое единство, втянув в это единство через католическую церковь и "Священную Римскую империю", перенесенную в середине Х века на немецкую нацию, и такие страны, как Чехия, Венгрия, даже Польша. Феодализм, который выработался в отдельных частях распавшейся в IX в. монархии Карла, сделался одною из основ средневекового быта и переносился потом и в другие страны (например, завоевание Англии норманнами, жившими перед тем полтора века во Франции, завоевания крестоносцев на Востоке в эпоху крестовых походов, германское влияние в Чехии и т. п.).

После распадения империи Карла Западная Европа представляется нам духовно объединенною, но политически раздробленною. Духовным главой этого мира становится папа, но в теории власть его дополняется светскою властью "римского" императора, как наследника древних цезарей, господина мира, распространителя христианства, защитника церкви, и сама империя превращается в идеальное дополнение церкви. Это разделение властей и независимость духовной власти от светской составляют особенность Запада. Политическое раздробление выразилось в феодализме, в котором императору отводилось место лишь главы целой иерархии независимых или стремившихся к независимости владельцев. Власть Карла Великого, как преемника национальных вождей франков и наследника римских цезарей, покоилась и на германских, и на римских понятиях; в католицизме и феодализме выработался уже новый взгляд на императорскую власть: папы готовы были превратить императора в приказчика римской курии, светские владельцы стремились ограничиться одним номинальным признанием этой власти. До Карла Великого римские и германские элементы не были еще, так сказать, прилажены одни к другим, и сама администрация его монархии была странною смесью германской дружины и римской бюрократии; но с IX века в жизни утверждается новая система управления. Римская централизация окончательно и на долгое время уступает место процессу, который распределил власть между аристократией. Желанием Карла Великого было поставить государство выше церкви и аристократии, но после падения его империи церковь стремится превратиться в независимую духовную монархию, аристократические элементы высвобождаются из-под подчинения государственной власти. Империя делается какой-то фикцией: у императора является опасный соперник в лице папы; его сила находится в зависимости от повиновения аристократии. Равным образом, и национальная власть короля изменяется в своем характере там, где произошло феодальное раздробление: король уже не представитель и вождь нации, как у германцев, не носитель государственного принципа с абсолютною властью, как в Риме и в тогдашней же Византии, а верховный глава иерархии герцогов, графов, баронов. Развитие католицизма и феодализма похоронило под развалинами монархии Карла Великого и власть его преемников, заставив ее приспособиться к новому общественному строю, издавна подготовлявшемуся и выступившему наружу тотчас же после того, как пала эта монархия.

… Таким образом, в эпоху Карла Великого западный мир не только объединился и обособился, но и закончил выработку тех форм быта, которые отличают его от Византии: там церковь была в подчинении у государства, и аристократические элементы не играли политической роли».

Окончательную свою форму незаконная монархия Запада получила в виде Священной Римской Империи, основанной в 962 королем Оттоном I как продолжением созданной в 800 году империи Карла Великого, и закончившей своё существование 6 августа 1806 году, когда Наполеон уже провозгласил себя истинным преемником Карла Великого, а последний император Священной Римской империи Франц II, с 1804 бывший ещё и императором Австрии Францем I, отказался от Римской короны и тем самым положил конец существованию выродившейся в союз множества мелких княжеств, независимых государств империи и такого станного образования как имперские нации.

Вообще, попытки незаконной Западной империи самоназывать себя  показательны и поучительны. В различных вариантах самоназвания с очевидностью выделяется настойчивое стремление величать себя «священной» или «боговенчанной».

Сам термин «Священная Римская империя» возник довольно поздно.

Сначала, сразу после своей коронации в 800, Карл Великий недолго пользовался титулом  «Карл, светлейший Август, боговенчанный, великий и миролюбивый император, правитель Римской империи». Главное здесь состояло в слове «боговенчанный», т.е. утверждалось о богоизбранности и первородности Карла. В дальнейшем, начиная с самого Карла Великого и до Оттона I, западные императоры называли себя «Император Август» (imperator augustus), без какой-либо территориальной конкретизации – претензия на безраздельное Римство заставляло их считать, что вхождение под их начальство всей бывшей Римской империи и, в конечном итоге, всего мира является исключительно вопросом времени. Оттона II иногда именуют «Император Август римлян» (Romanorum imperator augustus), а начиная с Оттона III это уже непременный титул. Словосочетание «Римская империя» (лат. Imperium Romanum) как название государства стало использоваться с середины 10 в., а окончательно закрепилось в 1034. Самоназвание «Священная империя» (лат. Sacrum Imperium) встречается в документах первого императора из династии Гогенштауфенов Фридриха I Барбароссы начиная с 1157. Определение «Священная» однозначно указывало на необходимость убеждать мир в неочевидной святости и законности этой западной государственности.

С 1254 года привычным становится полное обозначение «Священная Римская империя» (лат. Sacrum Romanum Imperium), то же название по-немецки (Heiliges R misches Reich) встречается в немецких источниках императора Карла IV, а с 1442 году к нему добавляются слова «Немецкой нации» (Deutscher Nation, лат. Nationis Germanicae), причём, в первое время  с целью отличить собственно немецкие земли от «Римской империи» в целом.  При этом, важно отметить,  коронации императоров стали нерегулярными: в 1452 состоялась последняя коронация императора  (Фридриха III) в Риме, а в 1530 – вообще последняя коронация  (Карла V в Болонье) императора папой — с тех пор титул императора приобретался германскими королями без коронации папой. К середине XV  века от Западной империи отпали Италия и Бургундия и её суверенитет ограничивался одной Германией, поэтому в указе императора Фридриха III от 1486 о «всеобщем мире» говорится о «Римской империи немецкой нации». В постановлении Кёльнского рейхстага 1512 использована окончательная форма «Священная Римская империя немецкой нации», просуществовавшая до 1806[xi].

А на Востоке с падением — не без значительной помощи генуэзцов и венецианцов — царства Ромеев (Византии) вопрос о законной монархии остался открытым – до тех пор, пока Русь не приняла на себя бремя и ответственность в том числе через брак Иван III  с Софьей Палеолог.

Одновременно с узурпацией политической власти происходила узурпация  Папами и Римским епископатом вселенской Церкви, в результате чего  появилась невсеобщая католическая – то есть  вселенская – церковь.

Незаконность и нелегитимность Западной империи, сколь бы «Священной» она себя ни называла и как бы ни пыталась выказывать себя вселенской монархией прекрасно осознавали все несумасшедшие люди с 8 по 16 вв.

В 1393 году константинопольский патриарх Антоний IV в письме московскому великому князю Василию I Дмитриевичу однозначно определял, что византийский «самодержец-царь» (а не император!) является «василевсом ромеев (римлян – Ю.К.), т.е. всех христиан», который «один только царь во вселенной» и «если и некоторые другие из христиан присвоивали себе имя царя, то все эти примеры суть нечто противуестественное, противузаконное, более дело тирании и насилия (нежели – права)»[xii].

Так что все свои упражнения в красноречии по поводу тирании, деспотии, насилии и пр. и т.п. и т.д. Западу следовало бы обращать не к России и миру, а к себе сами.

Неудивительно, что Европа и США по отдельности, равно как и представленные в уникальном геополитическом новообразовании НАТО, так любят учить человечество и выступать от имени так называемого мирового сообщества.

Они вынуждены так делать, поскольку незаконно присвоили себе право быть наследниками мировых монархий и, не имея очевидных и достоверных оснований для такого права, должны всё время говорить про это – чтобы себя будить и на других морок наводить.

Сегодня ядром и базой незаконной глобальной лже-монархии становится НАТО – Североатлантический союз.

Историки уже совсем скоро произведут в ранг мировых загадок ту слепоту, которая вдруг охватила весь наш «политический класс» и которая делает наших «политиков и аналитиков»  всё более и более жизнерадостными буквально с каждым новым шагом НАТО на Восток.

Образчиком такой неадекватности является выступление в канун старого Нового 2003 года Сергея Ястржембского с пространной статьёй «НЕ НАДО БОЯТЬСЯ "БОЛЬШОГО НАТО»[xiii].

«Что касается процесса расширения НАТО, то..,  это само по себе не решает проблемы новой самоидентификации альянса. Более того, по мнению многих экспертов, блок в составе 26 членов вряд ли сможет действовать как однородная структура и отлаженная военная машина, по крайней мере в обозримом будущем. Увеличение числа членов блока скорее приведет к большей аморфности и меньшей управляемости альянса».

Господин Ястржембский выказывает здесь столь большое сочувствие  трудностям идентификации и организации НАТО, что неясно, то ли он хочет продемонстрировать беспроблемную – в отличие от НАТО – самоидентификацию российской «элиты», то ли всё дело в полной растворённости его собственной позиции в чужой.

Может и не надо удивляться главной идеи его выступления – успокоить общественность и показать не только на глазах якобы исчезающую опасность НАТО, но и тут же возникающие бесчисленные выигрыши: «Один из последних опросов общественного мнения, результаты которого я видел накануне саммита в Праге, показал, что 69% россиян негативно ответили на вопрос о своем отношении к НАТО, а положительно — всего лишь 20%. Я вполне склонен считать это тоже определенным рецидивом и атавизмом прошлого.

Со временем отношение общественности к НАТО должно измениться, особенно если повестка дня во взаимоотношениях НАТО и России будет столь же динамично меняться в сторону реального сотрудничества, как это происходит после саммита Россия-НАТО в Италии и создания Совета Россия-НАТО, более известного как «двадцатка».

В отличие от наших никаких или уже давно не наших «дипломатов» солдаты Запада чётко знают и понимают своё маневр.

В упоминавшемся выше выступлении Билла Клинтона при вручении ему  премии имени Карла Великого, первого революционера и основателя незаконного Запада, тот ясно выразил североатлантическое миропонимание: «… Конечно, за минувшие 11 лет были и некоторые отступления. Но, без всякого сомнения, сегодня Европа привержена идеалам единения, демократии и мира, как никогда прежде. Гордиться этим должны как сами европейцы, так и американцы… В штаб-квартире НАТО развеваются флаги 19 стран членов союза и еще 27 его партнеров. В Центральной и Восточной Европе ставшие вполне реальными мечты о вступлении в ЕС и НАТО привели к решению практически всех застарелых этнических и пограничных споров. Наконец, наш друг Вацлав Гавел провел в конечном счете на посту президента больше времени чем в коммунистической тюрьме.

… В прошлом году, когда немецкие войска проходили по балканским проселкам, их встречали как освободителей. Какое прекрасное завершение ХХ столетия!

Россия тем временем осталась на пути демократии, несмотря на то, что ее жители страдали от тяжелых экономических невзгод, политического и криминального насилия, и трагедии войны в Чечне, которая может обернуться пирровой победой из-за огромных потерь среди мирного населения. Но все же Россия вывела свои войска из стран Балтии, признала независимость своих соседей и завершила первый демократический переход в своей тысячелетней истории…»[xiv].

Вот так.

И это западное ощущение «прекрасности» вполне обосновано.

Всё – поле чисто.

Западная незаконная империя опять собирается и накачивает мощь, она как никогда сильна — а говорить про её, как минимум, сомнительные права никого – сопоставимого по силе —  больше нет.

Вот Китай только, пожалуй, да и то это больше для бдительности…

Само возникновение НАТО и, тем более, наращивание НАТО уже и после ликвидации Варшавского блока и СССР являются отличным примером для наших доморощенных геополитиков, которые до сих пор талдычат о «сухопутных» и «морских державах» по книжкам Маккиндера начала прошлого века.

НАТО, связывая «сушу» и «море», соединяя сухопутные европейский Запад и североамериканский континент через Атлантический океан, а также сухопутные США и Японию через Тихий океан, является блестящим творческим порождением и достижением самого автора геополитики – но только уже в последние годы Второй Мировой войны.

Основатель геополитики  — как искусства реализации планов мирового господства  Запада — Маккиндер был, в отличие от наших прикормленных болтунов, честным служителем западных тысячелетних планов по доведению узурпации мировой власти до размеров Земного шара.

В 1943 году в возрасте 82 лет, за три года до смерти он кардинально изменил свои представления о  «геополитике» и фактически ввёл совершенно новое сухопутно-морское представление о своего рода земноморье, о  «средиземном океане» как ядре Северной Атлантики, а теперь ещё и Пацифики (Тихого океана)[xv]. И прямым результатом этого проектирования новой глобальной «фигуры»  — того, что сегодня и стали часто называть «развитым Севером» — с позиции англо-саксонского мира стало создание в 1949 году Североатлантического блока — НАТО.

В момент, когда кругом без умолку говорят об исчерпанности функций НАТО, возникает новый и единственный мировой центр – Североатлантический Союз. По сравнению с этой новой «Священной Римской Империей» Американо-Европейской нации и объединённая Европа и другие подобные союзы оказываются вторичными и третичными.

Здесь мы имеем дело с типичной для Запада методологией, когда выдвигается достаточно неосновательная идея центра мира и затем через захват и отстраивание этого центра мира осуществляется попытка узурпации мировой власти.

Прекрасным примером реализации такой методологии «проектирования и захвата центра» в языческом Риме являлась идея захвата Карфагена как центра того мира. Точно так же строились и крестовые походы, цель которых была определена в овладении центром мира – Иерусалимом — и, через это, захват всей полноты власти в мире – в то время через отнятие власти у Ромейского царства, через узурпацию Восточного Рима и, как всегда, превращение в одну-единственную и безусловную глобальную империю.

В своём послании германскому императору Генриху IV (1074)  Папа Григорий Седьмой писал о своих планах собрать армию из числа западных христиан и отправиться на помощь Константинополю. Более того, он сам собирался возглавить ее и лично вступить в «Святую Софию». Таким образом, Византия будет так спасена, что Запад сольётся с Востоком и  — … и Папа станет признанным главой всего христианского мира.

Вот интересная запись речи папы Урбана Второго, представленная в хронике Роберта Монаха (Roberti Monachi Histona Hierosolymitana), призывающего к освобождению Иерусалима как цели Крестовых походов: «Положите конец вашим ссорам, прекратите войны и оставьте споры и разногласия. Отправьтесь в путь к священной гробнице…

Иерусалим является центром мира; (пупом земли) страна эта плодороднее всех других стран, своими прелестями она напоминает ран… и тот царственный город, который стоит в центре мира, захвачен ныне врагами Господа и порабощен теми, которые не ведают Господа, и поставлен там храм язычников»[xvi].

К великому несчастью для мира, эта старая, очень старая, казалось бы, история в чистом и трагическом своём виде продолжается и теперь.

Эта никак не возникающая надолго незаконная империя, узурпирующая всеми мыслимыми и немыслимыми путями право быть мировой монархией, в итоге хочет одного — стать одной-единственной и безусловной глобальной империей и абсолютным гегемоном.

В ход идёт всё, что под руками, каждое лыко тут оказывается в строку. Если сегодня США и НАТО придумало себе международный терроризм и после чудовищной провокации 11 сентября 2001 года доблестно бросилась с ним в беспощадный бой – священный якобы и правый, то семьсот лет назад папы организовывали Крестовые походы под ту же антимусульманскую риторику исключительно в целях интеграции в себя Константинопольского царства и превращения в единственную глобальную империю.

Тогда эта непрерывная для Запада историческая задача решалась тогда через захват Иерусалима как центра мира или самим Константинополем – нашим Царьградом. Сегодня – через  захват древнего центра рождения мировых цивилизаций и по совместительству – для пиратов — самого большого нефтяного резервуара мира Ирака.

Послеялтинского мира больше нет. Необходимо полное переопределение международного права – но не за счёт его уничтожения, к чему почти готовы США и НАТо, а за счёт восстановления исторического права в тысячелетних масштабах.

НАТО с каждым днём крепчает, поскольку является современной формой незаконного Запада.

Особая прочность НАТО состоит в том, что лидером его является США и нужно оно прежде всего США. США – этой антиколониальной по происхождению стране – можно резче дистанцироваться от истории старой-престарой Западной Европы и, тем самым, размывать восприятие единых в своей основе действий США и ЕС.

Без США  Европа недееспособна в самим своих корнях и основаниях, поскольку абсолютно незаконна. А с США можно разыгрывать спектакль, который в мировой политике длится вот уж как столетие.

США выступает как абсолютно новый мир, поскольку американские ценности как универсальные покоятся на обретении независимости от Европы и от проблемы наследия и преемства законной мировой власти.

А старушка Европа принимает все грехи Запада на себя, но, глядя на этого вроде бы «божьего одуванчика», перестаёшь верить в эти тысячелетние мировые трагедии, начинаешь верить старым песням о главном: России необходимо вернуться в лоно европейской цивилизации– пусть соглашается она на возвращение яко блудная дочь, может, и простим…

Но куда ведёт тысячелетнее самозванство и непрекращаемый курс на узурпацию мировой власти и жизни?

Ложная идентификация и неумеренная, и ничем не оправданная гордыня ведёт к большой войне, периодически повторяющейся на всем Земном шаре.

И спасение может быть только в том, что в ответ на незаконные мировые действия должна быть предъявлена законная власть, удерживающая мир государственность.

 

 

Приложение 1

Фрагмент из книги Бертрана Рассела «История западной философии» — книга 2-я, часть вторая «СХОЛАСТЫ», глава VII. ПАПСТВО В ВЕКА МРАКА»

«… Папа Стефан III в 754 году, спасаясь от лангобардов, пересек Альпы и посетил Пипина; они заключили сделку, оказавшуюся в высшей степени выгодной для обеих сторон. Папа нуждался в военной защите, Пипин же нуждался в том, что мог дать один лишь папа: он хотел узаконить свой титул короля вместо последнего Меровинга. Взамен за эту ycлvry Пипин даровал папе Равенну и всю территорию бывшего экзархата в Италии. Рассчитывать на то, что Константинополь признает такой дар, не приходилось, и это делало неизбежным политический разрыв с Восточной империей.

Если бы папы остались зависимыми от греческих императоров, развитие католической церкви приняло бы совершенно иное направление. В восточной церкви Константинопольский патриарх никогда не мог добиться той независимости от светской власти или того превосходства над другими представителями церкви, которые были достигнуты папой. Первоначально все епископы считались равными, и на Востоке этот взгляд в значительной мере удержался. К тому же на Востоке было еще три патриарха — Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, в то время как на Западе папа был единственным патриархом. (Этот факт, однако, утратил свое значение после мусульманских завоеваний.) На Западе, в отличие от Востока, подавляющее большинство мирян на протяжении многих столетий было неграмотным, и это дало церкви на Западе преимущество, которого она была лишена на Востоке. Ни один восточный город не мог сравниться по престижу с Римом, ибо престиж последнего соединял имперскую традицию с легендами о мученичестве Петра и Павла и о том, что Петр был первым папой. Император еще мог бы оспаривать престиж папы, но ни один из западных монархов не был на это способен. Императоры Священной Римской империи часто не имели никакой реальной власти; к тому же императорами они становились лишь после того, как их короновали папы. В силу всего этого освобождение папства от господства Византии имело первостепенное значение как для завоевания церковью независимости по отношению к светским монархам, так и для конечного утверждения монархической власти пап в системе управления западной церкви.

К этому периоду относятся два документа огромной важности: Константинов дар и Лжедекреталии. Лжедскреталии нас не интересуют, но о Константиновом даре нужно сказать несколько слов. Чтобы придать дару Пипина вид законности, уходящей в глубь веков, церковники подделали документ — мнимый эдикт императора Константина, по которому он якобы при основании нового Рима даровал папе древний Рим и все его западные территории. Эта дарственная грамота, которой папство обосновывало свое право на светскую власть, признавалась подлинной на протяжении всех последующих столетий средневековья. Впервые она была отвергнута как подделка в эпоху Возрождения, в 1439 году, — Лоренцо Валлой (ок. 1406-1457 годов). Балла был автором книги «Об изяществе латинского языка»; понятно, что в документе, сочиненном в VIII столетии, этого изящества не было и в помине. Удивительнее всего, что уже после издания книги против Константинова дара, а также трактата, восхваляющего Эпикура, Лоренцо Балла был назначен на пост апостолического секретаря папой Николаем V, в глазах которого латынь значила больше, чем церковь.

Впрочем, Николай V вовсе не предлагал отказаться от церковных государств, хотя право папства на них и обосновывалось мнимым Константиновым даром.

Краткое изложение содержания этого замечательного документа мы находим у С. Делисла Бернса:

«Константин начинает с краткого изложения никейского символа веры и библейских рассказов о грехопадении Адама и рождении Христа; затем он заявляет, что был болен проказой, что доктора оказались бессильными и потому он обратился к «жрецам Капитолия». Они посоветовали Константину принести в жертву нескольких младенцев и омыться в их крови, но, тронутый слезами их матерей, он сохранил им жизнь. В ту же ночь ему явились Петр и Павел и заявили, что он будет исцелен папой Сильвестром, укрывающимся в пещере на горе Соракт. Константин отправился к горе Соракт, где «вселенский папа» рассказал ему, что Петр и Павел были апостолами, а не богами, и показал их изображения, в которых он узнал тех самых лиц, что явились ему в видении; император признал их превосходство над всеми своими «сатрапами». Тогда папа Сильвестр назначил ему в течение известного срока нести покаяние во власянице;

затем, увидев, что с неба протянулась рука и коснулась Константина, он окрестил его. Константин исцелился от проказы и отрекся от почитания идолов. Затем «со всеми своими сатрапами, сенатом, своей знатью и всем римским народом он счел за благо предоставить престолу Петра верховную власть», а также главенство в отношении Антиохии, Александрии, Иерусалима и Константинополя. Затем Константин выстроил церковь в своем Латеранском дворце. Папе он даровал свою корону, тиару и императорские одеяния. Он собственными руками надел тиару на голову папы и держал повод его лошади. Константин оставил «Сильвестру и его преемникам Рим и все провинции, округа и города Италии и Запада, дабы они вечно подчинялись власти римской церкви»; сам же он затем переехал на Восток, «ибо несправедливо, дабы земной император имел власть там, где небесный император утвердил господство епископов и главы христианской религии».

Лангобарды не обнаружили покорного смирения перед Пипином и папой, но в нескольких войнах с франками они были разбиты. Наконец в 774 году сын Пипина, Карл Великий, двинулся в Италию, нанес лангобардам сокрушительное поражение, заставил их признать себя своим королем, а затем занял Рим, где подтвердил дар Пипина. Папы, занимавшие римский престол при Карле Великом — Адриан и Лев III, — считали, что в их интересах всячески поддерживать его планы. Он покорил большую часть Германии, при помощи жесточайших преследований обратил в христианство саксов и в конце концов, когда на рождество 800 года папа короновал его в Риме императором, в своем собственном лице возродил Западную империю.

Основание Священной Римской империи, знаменуя собой эпоху в развитии средневековой теории, имело гораздо меньшее значение для развития средневековой практики. Средние века были необычайно привержены к юридическим фикциям; до времени Карла Великого умами людей продолжала владеть фикция, что западные провинции бывшей Римской империи все еще подвластны de jure константинопольскому императору, который считался единственным источником законной власти. Карл Великий, понимавший толк в юридических фикциях, настаивал на том, что трон империи был свободным, ибо правящая восточная государыня Ирина (которая сама себя величала не императрицей, а императором) узурпировала власть, поскольку женщина не имеет права быть императором. Признание законности своих притязаний на императорский титул Карл получил от папы. Таким образом, с самого начала установилась любопытная взаимозависимость папы и императора. Императором нельзя было стать без акта коронации, совершаемого папой в Риме; с другой стороны, на протяжении ряда столетий любой сильный император притязал на право назначать и низлагать пап. Средневековая теория законной власти устанавливала ее зависимость и от императора и от папы; их взаимная зависимость тяготила обе стороны, но на протяжении ряда столетий была неизбежной. На этой почве возникали постоянные столкновения, в которых перевес был то на одной, то на другой стороне. Наконец в XIII столетии конфликт стал непримиримым. Папа вышел из этой борьбы победителем, но вскоре после того утратил моральный авторитет. Оба они — и папа и император Священной Римской империи — уцелели: папа — до сегодняшнего дня, император — до времен Наполеона. Однако тщательно разработанная средневековая теория, определявшая соотношение их власти, утратила силу уже в XV столетии. Единство христианского мира, которое утверждала эта теория, было разрушено могуществом французской, испанской и английской монархий в светской сфере и Реформацией — в сфере религии».

__________________________

[i] Представьте себе, если бы вдруг завтра утром москвичи узнали, что правительство, все банки и все посольства переехали, ну, например, в Хабаровск – вот так же стали себя чувствовать вдруг оказавшиеся на краю (т.е. по-латыни маргиналами) жители города Рима. Известный историк, автор классической «Истории Византийской империи» А.А. Васильев писал в черновой рукописи книги: «Рим, древняя столица мировой державы, сделался обыкновенным провинциальным».

[ii] Успенский Ф. И. История Византийской Империи (с изд. 1927 г.) М. Мысль. 1996. С. 631.

[iii] «Америка должна оставаться добрым партнером и верным союзником Европы». Выдержки из выступления президента США Билла Клинтона в Аахене на торжественной церемонии вручения ему премии имени Карла Великого» — Радио Свобода, 05.06. 2000 —  http://www.svoboda.org/programs/CE/2000/CE.060500.asp

[iv] «Сие послание старца Филофея …» — в Н.В. Синицына. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV – XVI вв.). – М., «Индрик», 1998, стр. 342.

[v] Первым публичным разоблачением этой грамоты стало сочинение как сочинение Лоренцо Валлы «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» (1440), в котором он неопровержимо,  опираясь на достижения  истории, археологии, филологии, нумизматики и других знаний,  доказал подложность «Константинова дара». Подробное изложение ситуации с подлогом см. в работах Павлов А. Подложная дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру в полном греческом и славянском переводе// Византийский временник. СПб., 1896. Т. III. С. 59-82; Байджент М., Лей Р., Линкольн Г. Священная загадка. СПб. 1993 (пер. с фр. Ольги Фадиной — Michael Baigent, Richard Leigh, Henry Lincoln. L’Enigme Sacre. Paris 1982) и Святая Кровь и Святой Грааль, — М., 1997. (пер с англ. В. Скобей —  The Holy Blood and the Holy Grail. London 1982).

[vi]  «Хотя с исторической точки зрения более вероятным представляется, что обряд этот был совершен на смертном одре императора Евсевием Никомидийским. Известно было, что Константин страдал проказой, единственным средством от которой в то время считалось омовение в крови невинных младенцев. Явившиеся ему во сне Св. Петр и Св. Павел сказали, чтобы он вместо этого послал за Сильвестром. Император послушался, был крещен этим: святым и излечился от своей болезни — аллегория на его обращение в христианство. Сильвестр облачен в понтивикийские одежды, на нем либо митра, либо тиара. Или он держит портреты Петра и Павла. ВОЛ у его ног служит указанием на того вола, которого он чудодейственным образом воскресил во время спора с волхром [Замврием]. ДРАКОН — привязанный или прикованный — символизирует побежденное язычество. «Крещение Константина. Сильвестр льет святую воду на голову императора, стоящего перед ним на коленях, обнаженного, в одной набедренной повязке, в водоеме или на берегу. Его доспехи и оружие грудой лежат на земле. Римские воины взирают на происходящее — они озадачены. Этот сюжет символизирует важнейший момент в истории становления христианской Церкви — ее официальное признание внутри Римской империи. Повествовательные циклы, сохранившиеся в Италии, Испании и Франции и относящиеся главным образом к XIII-XV векам, включают в себя следующие сцены: Сильвестр воскрешает вола; он побеждает дракона; Константин возвращает невинных младенцев их матерям; его взору предстает видение Петра и Павла; посланцы Константина призывают Сильвестра; Сильвестр крестит императора…» (Петер Грайф. «Опыт словаря символов» — http://www.apress.ru/pages/greif/sim/s/silvestr.htm

[vii] Отдельный огромный вопрос о постоянных сговорах западных и османских правителей  против главного общего врага православного Ромейского царства, Царьграда. Читая историков, нередко ловишь себя на мысли, что сегодняшняя кровавая игра США и «Усамы Бен Ладена» в кошки-мышки также впервые была поставлена и отрепетирована ещё в те времена».

[viii] История Византийской империи, — http://www.kulichki.com/~gumilev/VAA/vaa125.htm . Интересно и такой образ Хлодвига, заполучившего консульский диплом Ромейского государя, который приводит канд. исторических наук    В. Д. Балакин: «Облачившись в консульскую, подбитую пурпуром тогу, Хлодвиг торжественно разъезжал по улицам Тура, и толпа приветствовала его как Августа».

[ix]  «Согласно летописцу Хинкмару, во время крещения Хлодвига с небес слетела голубка, принесшая в клюве хрустальный сосуд (Saint Ampule)  c  драгоценным мvром, которым был когда-то помазан на царство сам царь Давыд. Французский исследователь Жан Робен писал об этом так: «Хлодвиг был главой Regnum Francorum, царства, которому суждено было в дальнейшем стать Францией и «первородной нацией». И вот Император Востока, Анастасий I, кроме титулов патриция и консула, передает ему Императорские инсигнии, которые Меровинг с особой торжественностью получает в Туре, повинуясь сверхисторическому велению, соделывающему Хлодвига продолжателем не только Империи, но также и священного Царства Давыда, чрез помазание чудесного происхождения елеем из Нерукотворной Святой Сткляницы (Saint Ampule)». Между прочим, Святая Сткляница многие века хранилась в кафедральном соборе в Реймсе, древней столице Царей (Rois, королей). «Этот драгоценный сосуд, — писал Э. Канселье, — был разбит в 1794 году публично на городской площади Реймса членом конвента Рюлем (Rьhl), через год окончившим свои дни жалким образом, подставив голову под пистолет» — В.И. Карпец. РУСЬ МIРОВЕЕВА. Опыт «исправления имен». — http://chevengur.by.ru/mirov/novg.htm

[x] Арнольд Тойнби. «ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ», часть первая «ШЕСТЬ ФОРПОСТОВ В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. Западный мир против континентальных европейских варваров»

[xi] При составлении данного обзора я неоднократно пользовался данными «Энциклопедии «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru/index.htm ), которая является дополненным и исправленным изданием в переводе на русский язык «Энциклопедии Кольера» ("Collier's Encyclopedia"), выходившей в США в 1952-1998 гг., и представлена в интернете некоммерческим фондом «Поддержки культуры, образования и новых информационных технологий»

[xii] Н.В. Синицына. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV – XVI вв.). – М., «Индрик», 1998, стр. 61

[xiii] Сергей Ястржембский «НЕ НАДО БОЯТЬСЯ "БОЛЬШОГО НАТО». Расширение альянса создает сложности в первую очередь ему самому», — «Независимая газета», 13.01.2003

[xiv] «Америка должна оставаться добрым партнером и верным союзником Европы». Выдержки из выступления президента США Билла Клинтона в Аахене на торжественной церемонии вручения ему премии имени Карла Великого» — Радио Свобода, 05.06. 2000 —  http://www.svoboda.org/programs/CE/2000/CE.060500.asp

[xv] В статье «Круглая земля и выигрыш мира» — Halford J. MacKinder. The Round World and the Winning of the Peace (Foreign Affairs, July 1943. Перепечатана в его книге Democratic Ideas and Reality (W.W. Norton & Co, New York,1962). Огромная работа по анализу американских и глобалистских доктрин и концептов проделана Николаем Корнеевичем фон Крейтером (см., например, его работу «Американская геополитика на службе завоевания мира» —  http://press.21.ru/print.phtml?id=836 , а также большое число других важных работ на этом и других сайтах – в частности, на  http://www.prezident.ru/press/kreitor.htm ) и Олегом Ариным  (Р.Ш-А. Алиевым) – см. его сайт http://www.olegarin.com/index.html . Пользуясь случаям, хочу выразить им глубокую благодарность.

[xvi] Цитирую по книге «Иерушалаим — столица государства крестоносцев» —  http://school.ort.spb.ru/(Eng)/library/torah/child/child10/history/title2.html

Юрий Крупнов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.