За 20 лет после разрушения Советского Союза и содружества социалистических государств НАТО, возглавляемая США, превратилась в самую мощную и влиятельную наднациональную структуру современности. Сегодня эта организация, аккумулирующая мощные политические, экономические, разведывательные и военные ресурсы, действует, как и прежде, в интересах финансового интернационала, наряду с западными теневыми структурами. Только если в период холодной войны ее стяжательские интересы и гегемонистские амбиции уравновешивались другой силой, прежде всего Организацией Варшавского договора и боеспособной – советской – армией, то с 90-х годов прошлого столетия ситуация в корне изменилась. Теперь НАТО, не имея противовеса, готова растоптать национальное достоинство и государственный суверенитет любой страны, попавшей в зону ее интересов, стирает с лица земли исторические памятники и цветущие города, обрекает на нищету сотни тысяч людей в разных уголках мира. НАТО сегодня – это не просто мировой жандарм, но и самый опасный, изощренный агрессор.
Агрессивная и разрушительная природа альянса обязывает пристально следить за всеми его инициативами, тем более стратегическими планами. На прошедшем 20-21 мая в Чикаго очередном саммите НАТО обсуждались вопросы расширения зоны влияния альянса: ЕвроПРО, т.н. политика «открытых дверей», укрепление сети партнеров по всему миру. В саммите приняли участие, в числе других, Украина, Армения, Азербайджан и Молдавия. И хотя кандидаты на вступление в альянс – Грузия, Македония, Черногория, Босния и Герцеговина – в этот раз членами НАТО не стали, установки на глобальное расширение североатлантического центра силы это не изменило. Значимо также приглашение на натовский саммит (впервые!) президентов Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Однако следом за президентом России В.В. Путиным руководители этих четырех стран отказались ехать в Чикаго, хотя послали вместо себя министров иностранных дел (1).
Особой наглостью со стороны натовцев выглядело обсуждение российско-грузинских отношений, или, как значится в документах саммита, «наращивания российского военного присутствия на грузинской территории». «Грузинской территорией» именуют Абхазию и Южную Осетию. В свою очередь Госсекретарь США Хиллари Клинтон на встрече глав МИД НАТО в очередной раз повторила призыв к России отказаться от признания Абхазии и Южной Осетии (2).
Однако главным предметом дискуссии стала стратегия действий альянса в Афганистане. Этот вопрос оказался настолько существенным, что журналисты окрестили чикагскую встречу «афганским саммитом». Почему это направление столь важно для НАТО? Возьму на себя смелость утверждать, что дело здесь не только и далеко не столько в организации вывода войск коалиции. Меня убеждает в этом и событие, которое не может остаться незамеченным. В Москве, в издательстве «Кучково поле», буквально за несколько дней до Чикагского саммита впервые на русском языке вышли в свет две потрясающие книги – американца П.Д. Скотта «Наркотики, нефть и война. США в Афганистане, Колумбии и Индокитае» и швейцарца Д. Гансера «Секретные армии НАТО. Операция «Гладио» и терроризм в Западной Европе». Перед нами – прекрасно документированные разоблачения многолетней деятельности НАТО по созданию террористических сетей, наркотрафику, торговле оружием.
Присмотримся к фактам.
* * *
Итак, по итогам саммита в Чикаго альянс принял решение «не спешить с выводом войск из Афганистана». Об этом еще накануне саммита заявил генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, иезуитски подчеркнув, что альянс «продолжит делать вклад в безопасность среднеазиатской республики, занимаясь подготовкой афганских военных» (3). Страны-члены альянса выразили готовность в течение 10 лет (это для начала, а там будет видно) финансировать 228-тысячную афганскую армию, выделяя ежегодно 4,1 млрд. долларов (!). Причем более трети этих средств будут поступать из американской казны. С чего бы такая расточительность?
Особенно странным, если не диссонирующим, выглядит это решение на фоне принятых мер экономии и т.н. «умной обороны», в рамках которой теперь «всем натовским миром» придется скидываться на закупку вооружений и более эффективно использовать военные бюджеты европейских стран-членов альянса, которые к неудовольствию Вашингтона продолжают «худеть» год от года». О явных бюджетных перекосах в организации коллективных действий Расмуссен высказался весьма дипломатично: «Мы согласились проводить в жизнь обновленную культуру сотрудничества, при которой страны смогут вместе получать то, что не могут позволить себе в одиночку» (4). Однако какие бы обтекаемые формулировки ни применялись, суть от этого не меняется: денег на удовлетворение растущих военных аппетитов НАТО не хватает, но, оказывается, Афганистан – это особый случай.
Еще одним подтверждением важности афганского направления для Америки и ее союзников являются постоянные заверения Вашингтона о том, что «американское присутствие в Афганистане будет продолжаться даже после 2014 г.», когда планируется завершить вывод 132-тысячного военного корпуса коалиции. Оказывается, «соглашение о стратегическом партнерстве между США и Афганистаном требует остаточного присутствия американских войск после 2014 г. в роли консультанта» (5). Зачем?
Дьявол, как всегда, кроется в деталях. Причем парочку деталей благодаря работам П.Д. Скотта и Д. Гансера теперь вообще не спрятать. Помимо геостратегических и геополитических интересов в Афганистане переплелись интересы не просто экономические, но сугубо криминально-экономические, а именно, наркотики и нефть. Как отмечает Питер Дейл Скотт, «наркомафия сегодня превратилась во влиятельный фактор, определяющий ход политических процессов на всех континентах Земли. Раз за разом США задействуют одну и ту же схему, по которой для ведения войны в том или ином богатом нефтью регионе задействуется потенциал различных союзников, так или иначе связанных с незаконным наркобизнесом» (6), которые фактически становятся «наркосоюзниками» США.
«При этом по мере втягивания в конфликт Вашингтон постепенно начинает работать не столько «на себя», сколько в интересах этих самых «наркосоюзников», которых изначально предполагалось лишь использовать».
Аналогичная афганской имеет место ситуация в Колумбии, где США официально ведет войну с наркомафией. «В действительности там крупнейшими наркоторговцами выступают как раз те группировки боевиков, которые одновременно являются партнерами наших (американских. – Е.П.) союзников, т.е. колумбийской армии». Вдобавок ко всему, сами по себе эти группировки колумбийских боевиков — прямые наследники еще одного «шедевра» деятельности ЦРУ: террористов, выпестованных управлением по борьбе с «левыми»». То есть и в Колумбии, и в Афганистане Вашингтону теперь приходится бороться со своим собственным распоясавшимся детищем. Нет сомнений, что по такому же сценарию будет развиваться ситуация еще в одном наркотеррористическом государстве, на сей раз европейском, – в Косове.
Ситуация в Колумбии один в один повторяет ту, что сложилась в Афганистане – «стране, через территорию которой американская энергокомпания UNOCAL еще в 1998 г. намеревалась протянуть новый нефте- и газопровод». Здесь, как и в Колумбии, в войне против Усамы бен Ладена и организации «Аль-Каида» – тоже наркоторговцев, бывших американских союзников, обученных и экипированных ЦРУ, американцам потребовалось прибегнуть к помощи других своих «наркосоюзников» – отрядов «Северного альянса». В погоне за бен Ладеном НАТО нанесла поражение союзному ему афганскому движению «Талибан» (несмотря на то, что в 2000 г. талибы осуществили полный запрет выращивания опиумного мака на контролируемой ими территории), опять же при помощи «Северного альянса» (на чьей территории в то же самое время процветало опиумное маководство) (7).
Кстати, П.Д. Скотт обращает внимание на то, что «даже если бы запрет на выращивание и торговлю опиумным маком в Афганистане соблюдался, можно с уверенностью предположить, что сокращение производства в Афганистане сопровождалось бы его ростом на сопредельных территориях, например в Таджикистане или Киргизии». Сопутствующим «росту объемов наркоторговли стала бы дестабилизация политической обстановки в этих государствах (ни одно из которых и без того не может похвастаться особой стабильностью)» (8).
Замечу, что писалось это еще в 2003 году. К великому сожалению, на русский язык книга Скотта – профессора университета Беркли (Калифорния), бывшего канадского дипломата – была переведена лишь через девять (!) лет. Прискорбно, что заинтересованным в сокрытии разоблачительной информации это так долго удавалось, но всё же главное в другом. Книги Скотта и Гансера приоткрывают настоящее лицо не миротворческой, но наркотворческой, терроротворческой организации под названием НАТО. И свою актуальность эти книги не теряют. Приглашение четырех президентов центральноазиатских республик на саммит в Чикаго вполне укладывается в логику создания зон наркоторговли вдоль или рядом с энергетическими маршрутами, а также с целью влияния посредством наркомафии на политическую ситуацию в регионе. Ведь основные маршруты наркотрафика проходят из Афганистана через Таджикистан, Киргизию, Узбекистан и Казахстан, а оттуда — прямиком в Россию.
Оценивая деятельность НАТО сегодня, следует помнить, что активное использование методики «работы» с мафиозными структурами разведывательные и военные службы США практикуют с конца Второй мировой войны. Почти хрестоматийным примером теневой политики американского истеблишмента, основанной на поддержке мафиозных главарей, служит сотрудничество ЦРУ с Вито Дженовезе – одним из донов американской мафии — для достижения собственных целей в Италии. После того, как «Дон Вито» «сделал свое дело», он оказался в тюрьме за организацию торговли наркотиками, где и скончался от инфаркта миокарда в 1969 году. Аналогично использовались, затем физически устранялись другие наркосоюзники США и НАТО — Усама бен Ладен и Ахмед Вал Карзай. Нет сомнений, что подобная участь ожидает и косовских наркодилеров вроде Хашима Тачи или Рамуша Харадиная. «Черные метки» им уже отправлены – одному доклад Дика Марти, другому – повторный вызов в Гаагу.
Что же касается причастности НАТО к террористической деятельности в современном мире, к организации и «консультированию» террористических групп, то и в этой сфере у альянса огромный опыт. Первые секретные армии НАТО, предназначенные для террористической деятельности, создавались и действовали в Западной Европе сразу после войны. При вступлении в НАТО европейские лидеры подписывали секретные протоколы, обязывающие их правительства «гарантировать внутреннюю ориентацию на Западный блок любыми средствами, даже если электорат демонстрирует другие предпочтения» (9). Этот тщательно скрываемый секрет США со времен Второй мировой войны сегодня, благодаря самоотверженным усилиям ученых и журналистов, известен под кодовым названием – Операция «Гладио».
Однако вернемся к наркотворчеству НАТО. «Наркотический» фактор в подоплеке натовских интервенций, как правило, всегда дополняется «нефтяным». Соглашения между США и Саудовской Аравией, заключенные сразу после Второй мировой войны на основе т.н. «договоренности Куинси» (10), позволили Америке занять доминирующее положение в мировой системе производства и торговли нефтью. Со времен «доктрины Трумэна» вся американская геополитика строилась на «нефтяном» фундаменте. «В результате то, что изначально задумывалось как способ сдерживания амбиций Советского Союза, постепенно переросло в неприкрытое стремление распоряжаться нефтяными ресурсами всего мира. В свою очередь, «погоня за нефтью» постепенно все более деформировала экономику самих США, внося дисбаланс в хозяйственные связи и укрепляя зависимость предприятий от заказов на обеспечение военных кампаний в отдаленных частях планеты, управлять которыми США не в состоянии. Афганистан – лишь один из таких примеров. Случаи с азиатскими странами красноречиво показывают, как, становясь все более воинственной, Америка вынуждена все серьезнее полагаться на помощь союзников, активно участвующих в мировой наркоторговле» (11).
Исключительная роль наркоторговли в мировой политике, начиная с эпохи опиумных войн ХIХ в., обусловлена тем, что она позволяет решить сразу несколько задач. Наркотрафик позволяет, во-первых, дестабилизировать страны и даже целые регионы – «Золотой треугольник» (Бирма, Лаос, Таиланд), «Золотой полумесяц» (Афганистан, Иран, Пакистан). Во-вторых, контролировать политическую верхушку включенных в наркобизнес стран. В-третьих, управлять населением, сажая его на иглу. В-четвертых, оправдывать свое военное и политическое присутствие борьбой с наркотрафиком и терроризмом как его следствием. Наконец, не самое последнее – хорошо на этом зарабатывать.
О последнем стоит сказать особо. Согласно докладу ООН 2011 г., «мировой рынок (только! – Е.П.) опиатов в 2009 г. оценивался в 68 млрд. долл., из которых 61 млрд. долл. приходится на потребителей героина. Цены на героин существенно различаются. Хотя в Афганистане цены в 2010 г. возросли, стоимость одного грамма составляет там менее четырех долларов. В Западной и Центральной Европе потребители платят от 40 до 100 долл. за грамм, в Соединенных Штатах и в Северной Европе – 170-200 долл. за грамм, а в Австралии цена достигает 230-370 долл. США. Афганские фермеры заработали в 2010 г. около 440 млн. долларов США, тогда как самую большую прибыль получили организованные преступные группировки в основных странах потребления» (12). И от себя добавлю – те, кто организует и «крышует» весь этот процесс. Учитывая рост производства наркотиков в Афганистане, на долю которого после установления там присутствия войск коалиции приходится до 90 % всего героина в мире (кстати, по данным ООН, доходы от продажи опиума в Афганистане только в 2011 г. выросли на 133 %) (13), очевидна прямая связь присутствия в этой стране войск коалиции и наркотрафика. Так зачем же спешить с выводом войск, если они контролируют «золотую жилу» «Золотого полумесяца»? И разве не для контроля над отлаженной схемой транспортировки наркотиков необходимы американские «консультанты»? Что же касается «моральных» неудобств – от наркотиков ежегодно умирают сотни людей – это не к натовцам. Это их не обременяет. Как говорится, «только бизнес – и ничего личного».
Наркотворческая деятельность США и НАТО как управляемой американцами структуры самым прямым образом связана с расширением альянса и с созданием крупных американских баз в протекторатах, созданных по пути следования наркотиков либо в непосредственной близости от трубопроводов. Самый яркий пример — «поднадзорное государство» Косово. С одной стороны, покрываемые США и НАТО косовские наркодилеры обеспечивают бесперебойный процесс транспортировки наркотиков из Афганистана в Европу по «балканскому маршруту» (14). «Ежемесячно через руки албанских наркодилеров проходят от четырех до шести тонн героина, произведенного из афганского сырья, а годовой доход преступных группировок от торговли смертельным зельем составляет два млрд. долларов. Согласно данным ООН, лишь в Европу, которая является одним из главных реципиентов афганских опиатов, поставляется около 150 т героина ежегодно, из них 35-40 тонн предназначены для России. Албанская мафия контролирует в этом потоке 75 % поставок героина в Западную Европу и около 50 % поставок в США» (15).
С другой стороны, Косово с его крупнейшими американскими военными базами – Bondstill и Film City – находится в непосредственной близости от маршрутов таких трубопроводов, как «Южный поток» и «Набукко». Чем это наркогосударство может угрожать одному и благоприятствовать другому, думаю, очевидно.
К великому сожалению, фактов, свидетельствующих о причастности США и НАТО к торговле наркотиками множество. Всех интересующихся этой страшной параполитикой, как «особого способа ведения политических дел окольными путями, посредством заговоров и обмана» (16), я призываю читать книги Питера Д. Скотта и Даниэля Гансера.
* * *
США никогда не вели войну с наркотиками, но всегда вели войну, в которой наркотики использовались ими как оружие. И пока будет существовать НАТО, во всём мире будет продолжаться рост производства наркотиков и объёма наркоторговли. В том же Афганистане до 2001 г. – до прихода туда НАТО — промышленного производства опиатов не было вообще. А что касается решений саммита в Чикаго, то ясно, что в прямом смысле из Афганистана США и НАТО не уйдут. Ответом на проект создания Евразийского союза избран курс на дальнейшее «расширение» НАТО, а значит, произойдёт неминуемый рост наркотрафика и терроризма.
________________________________
(1) Стратегия действий в Афганистане после вывода войск коалиции станет главной темой открывающегося в Чикаго саммита НАТО. – URL: http://www.itar-tass.com/c1/424958.html.
(2) НАТО призывает Россию отказаться от признания Абхазии и Южной Осетии. – URL: http://www.fondsk.ru/news/2012/05/21/nato-prizyvaet-rossiu-otkazatsa-ot-priznania-abhazii-i-uzhnoj-osetii.html.
(3) НАТО не будет спешить с выводом войск из Афганистана. – URL: http://www.itar-tass.com/c1/425228.html.
(4) Гасюк А. Саммит стран-членов НАТО завершился в Чикаго // Российская газета. – 22 мая 2012.
(5) NATO Agrees on Afghan Security Transition in 2013. – URL: http://www.nytimes.com/2012/05/22/world/nato-formally-agrees-to-transition-on-afghan-security.html?_r=2&hp.
(6) Скотт П.Д. Наркотики, нефть и война. США в Афганистане, Колумбии и Индокитае. – М.: Кучково поле, 2012. – С. 6.
(7) Там же.
(8) Скотт П.Д. Наркотики, нефть и война…, С. 7.
(9) Гансер Д. Секретные армии НАТО: Операция «Гладио» и терроризм в Западной Европе. – М.: Кучково поле, 2012. – С. 4.
(10) «Договоренности Куинси» (The Quincy Agreements) – предварительные американо-саудовские договоренности по торговле нефтью, достигнутые в ходе исторической встречи президента Франклина Д. Рузвельта с основателем и первым королем объединенной Саудовской Аравии Абдуль Азизом II на борту американского крейсера «Куинси» 14 февраля 1945 года.
(11) Скотт П.Д. Наркотики, нефть и война…, С. 9.
(12) Всемирный доклад ООН о наркотиках 2011. – URL: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/drug2011.pdf.
(13) Afghanistan. Opium Survey 2011. – URL: http://www.unodc.org/documents/crop-monitoring/Afghanistan/Afghanistan_opium_survey_2011_web.pdf.
(14) В рамках «балканского маршрута» действуют пять основных каналов доставки наркотиков: Албанский, Зеленый, маршруты «Д» и «Р» и Северный. Среди албанских ОПГ, контролирующих наркотрафик, самым мощным считается албанский героиновый наркокартель – Камилла. Он входит в пятерку крупнейших сообществ такого рода в мире и имеет более 500 млн евро годового дохода. За поставки героина в Европу отвечают около 30 албанских наркокланов, каждый из которых контролирует «свой» участок наркотрафика.
(15) Дайджест ФСКН РФ от 26 августа 2011. – URL: http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/review/2011/0826/060014270/detail.shtml.
(16) Скотт П.Д. Наркотики, нефть и война…, С. 20.
Елена ПОНОМАРЁВА