По работе мне довольно часто приходится летать в командировки. И каждый раз, прилетая в один из городов, я искренне удивляюсь: почему самолет совершает посадку в маленьком старом аэропорту, построенном ещё в 30-х годах прошлого века, когда рядом стоит новый комплекс, гораздо более вместительный и удобный. Но почему-то не работающий.
С новым аэропортом оказалась связана история поучительная, долгая и печальная. Привычная, в общем-то.
В начале 90-х в городе существовало целых три аэропорта. Но возможности для расширения двух из них были очень ограничены из-за того, что находились они в черте города. В случае же с третьим из-за протестов местных жителей было принято решение не расширять и его. Между тем, пассажиропоток рос, и предпринимать какие-то действия было необходимо.
Поэтому тогда же была озвучена весьма здравая идея – объединить все три аэропорта, построив один, по пропускной способности превосходящий существующие. К тому же вынести его за пределы города для возможного расширения в будущем.
Однако, как это часто бывает, от рождения идеи до ее воплощения может пройти не один день и даже не один год. В нашем же случае процесс проектирования занял (я не шучу!) 15 лет. За это время у аэропорта сменилась предполагаемая форма собственности. Изначально планировалось, что оператором аэропорта будет частная компания, но потом от этой идеи решили отказаться. Выплатив при этом двум частным компаниям, участвовавшим в конкурсе по 2 млрд рублей. За разработку собственных проектов и непосредственно участие в конкурсе. После этого аэропорт перешел в полную собственность федеральных и региональных властей.
Наконец, в сентябре 2006 года было начато строительство. Стоимость проекта оценивалась в 60 млрд рублей ($ 2 млрд). Дата открытия была намечена 31 октября 2011 года.
Но, разумеется, это было только начало истории. Потому что уже в 2010 году стало понятно, что в срок аэропорт сдать не удастся. Поэтому дату открытия перенесли на 3 июня 2012. Для того, чтобы не оставить город без воздушного сообщения, была запланирована грандиозная акция по демонтажу и перевозке оборудования из двух других аэропортов (третий к тому моменту уже благополучно закрыли). С перекрытием дорог для перевозки, сотнями грузовиков с оборудованием и репортажами в режиме онлайн с места событий.
Но примерно за месяц до начала этого грандиозного действа выяснилось следующее: компания-проектировщик при разработке нарушила требования законодательства в части обеспечения противопожарной безопасности (собственно, выяснилось это во время обязательной проверки при приемке здания в эксплуатацию). Поэтому ни о каком открытии аэропорта в срок не могло быть и речи. И дату снова перенесли – на весну 2013 года. Во что уже, понятно, мало кто верил.
И чуда не случилось. Зимой 2012 года было объявлено о продлении сроков работ до октября 2013-го.
Между тем весной 2013-го сроки сдачи аэропорта перенесли на 2014 год. Месяц благоразумно решили не называть, видимо, чтобы сохранить себе пространство для маневра. Однако некоторые говорят скорее уже о следующем, 2015 годе. И то, если повезет.
В этой истории было еще много всего интересного. Было и оригинальное предложение усовершенствовать систему противопожарной безопасности, введя в штат дополнительно 700 сотрудников, которые бы следили за ситуацией в аэропорту (эту идею почему-то не одобрили). И концептуальная находка выводить дым во время возможного пожара по трубам, проложенным под землей, несмотря на то, что, как мы знаем из уроков физики, нагретый воздух имеет свойство подниматься вверх, а не вниз. И вентиляционные шахты, расположенные таким образом, что в них могла заливаться дождевая вода с западной стороны фасада здания.
Отдельного внимания заслуживает стоимость проекта. Первоначальная смета выросла почти в три раза, с 60 млрд рублей ($ 2 млрд) до 171 млрд рублей ($ 5,7 млрд). И после последней отсрочки эта сумма явно увеличится из-за расходов на строительство, поддержание здания в рабочем состоянии, необходимости эксплуатировать два старых аэропорта и упущенной выгоды. Сказать, сколько же в конечном итоге будет стоить строительство, не берется никто.
В общем, как всегда, все попилили и построили неизвестно что, потратили народные деньги, а результат – как от компании «Роснано».
Самое же интересное в этой истории – город, в котором все это происходит. И это вовсе не Волгоград, не Самара и не Уфа. Мы говорим о столице Германии, Берлине. С вечностроящимся аэропортом Berlin Brandenburg International Airport – BBI. Той самой Германии, которую приводят в пример при каждом удобном случае, когда надо сказать о неэффективности проектов в России.
Общаясь со своими друзьями, знакомыми, коллегами, я часто слышу: «Ну а что ты хочешь – это же Россия. Здесь ничего не делают как надо». Идет ли речь о плохих дорогах в г. Бежецк Тверской области, о пробках в г. Москве, о коррупционных скандалах при подготовке к Олимпиаде или о неудачах при запуске спутников системы ГЛОНАСС.
Мы зачем-то сами себя пытаемся убедить в том, что в России нельзя реализовать ни один масштабный проект без «распилов», воровства, безответственности и некомпетентных управленцев. Что, в принципе, в России невозможно создать комфортные условия для жизни общества. Что вы! Хотите комфорта – эмигрируйте в Европу. Даже не думайте, что такое возможно у нас. Некоторые, особо продвинутые, даже научились находить в этих рассуждениях какое-то извращенное удовольствие (лично мне недоступное).
Только все это – глупости. У некомпетентности, безответственности, воровства и коррупционной схемы нет национальности, как нет и какого-то особого менталитета. В том числе и «русского». И сага о строительстве аэропорта в Берлине – тому пример.
Зато у некомпетентности, воровства и безответственности есть конкретные человеческие имена и фамилии. Носящим которые так удобно прятаться за некой магической формулой, мол, «в России все воруют» и продолжать брать взятки. Удобно решить, что в России всегда будет бардак, восторгаться образцовым порядком в Европе – и, вернувшись на Родину, продолжать выбрасывать окурки из окна машины. Удобно, не выполнив работу в срок, винить во всем других и «органическую неспособность русских к систематическому труду». Себя, разумеется, от этих «русских» предварительно отделив.
И мне кажется, я догадываюсь, почему так происходит. Просто брать на себя ответственность за происходящее, требовать от себя выполнения обязательств, где-то ограничивать себя, ставить перед собой цели и добиваться их достижения – это же так сложно! Не говоря уже о том, чтобы думать не только о своих интересах, но и об интересах общества, в котором ты живешь. А формулировка «в такой стране мы живем» – она снимает ответственность лично с тебя. Позволяет жить в своем уютном мирке, максимально отгородившись от реальности, периодически наполняя ленты новостей в социальных сетях рассуждениями о том, как все плохо в твоей стране.
Вместо того, чтобы взять себя в руки и делать. Двигаться вперед самому. И помогать двигаться своей стране не только благодаря обстоятельствам, но и вопреки им. Понимая, что только в здоровом обществе ты сможешь построить свое личное благополучие.
Делать, как это уже неоднократно делали наши предки. Достаточно взглянуть на карту мира, на которой седьмую часть суши занимает наша Родина, чтобы понять – у них многое получилось. А это значит, что получится и у нас.