Читаю сейчас Костомарова, про первые десятилетия правления Романовых. Написано как будто про наше время:
[Иезуиты] умели привязывать к себе детей, внушать им согласные со своими целями убеждения и чувствования и так глубоко укоренять их в своих питомцах, что к природе последних как будто прирастало навсегда то, что было приобретено в иезуитской школе. Главною, можно сказать, исключительною целью иезуитского воспитания в русских краях, в то время, было как можно более обратить русских людей в католичество и вместе с тем внедрить в них ненависть и презрение к православию.
Для этого они употребляли не столько научные доводы и убеждения, сколько разные легкие и действующие на юношеский возраст средства, как например: показное богослужение, вымышленные чудеса, видения, знамения, откровения, устройство празднеств, игр и сценических представлений, имевших целью незаметно прилепить сердце и воображение детей к римскому католичеству.
Иезуиты обращали в свою пользу свойственную молодежи склонность к шалостям и не только не обуздывали в детях дурные побуждения, но развивали их, чтобы обратить в пользу своих заветных целей. Так иезуитские наставники подстрекали своих учеников делать разные оскорбления православным людям и особенно ругаться над православным богослужением: иезуитские ученики врывались в церкви, кричали, бесчинствовали, нападали на церковные шествия и позволяли себе разные непристойности, а наставники ободряли их за это.
Но чтобы не возбудить против себя православных родителей и не заградить дороги к поступлению православных детей в свои училища, иезуиты часто уверяли, что они вовсе не думают обращать русских в латинство, говорили, что восточная и западная церковь одинаково святы и равны между собою, что они заботятся только о просвещении.
Иезуиты, когда находили полезным, наружно удерживали даже своих православных питомцев от принятия католичества, на том основании, что обе веры равны; но эти питомцы были подготовлены воспитанием так искусно к предпочтению всего католического и к презрению ко всему православному, что сами, как бы вопреки советам своих наставников, принимали католичество; и тогда такое обращение приписывалось наитию свыше.
Воспитанные в иезуитской школе и принявшие католичество, русские оставались на всю жизнь под влиянием своих духовных отцов, которыми были те же иезуиты или же действовавшие с ними заодно католические монахи других орденов; духовные отцы поддерживали в них фанатизм на всю жизнь.
И ещё характернейший фрагмент:
Когда Могила в 1642 году собирал собор, Сакович написал против этого собора по-польски едкую сатиру, а вслед за тем разразился обширным сочинением на польском же языке, под названием "Перспектива заблуждений, ересей и предрассудков русской церкви". Сакович в этом сочинении держится способа, введенного иезуитами и долгое время сохранявшегося в Польше во всех спорах и нападках католиков на русскую церковь. Способ этот состоял в том, что подмечались и собирались случаи всевозможнейших злоупотреблений, зависевших как от невежества, так и oт дурных качеств тех или других личностей, занимавших священнические места, и такие случаи принимались как бы за нормальные признаки, присущие православной церкви. Все сочинение Саковича наполнено подобного рода обличениями.
Действительно, наши белоленточные проповедники ведут себя ровно так же. Они подмечают и собирают случаи всевозможнейших злоупотреблений, зависевших как от невежества, так и oт дурных качеств тех или других личностей, занимавших места во власти, и такие случаи принимались как бы за нормальные признаки, присущие современному российскому государству.
А знаете, что на самом деле любопытно? Любопытен ответ киевского митрополита Петра Могилы этому поляку:
Но с совершенным беспристрастием автор Лифоса признает справедливость многих злоупотреблений, указанных его противником; только он объясняет их печальным положением церкви, не имевшей долгое время пастырей и умышленно угнетаемой униею, а также невежеством и рабским положением приходских священников под властью панов.
Перенесём на современное время. Действительно, мы не можем не признать наличия большого числа злоупотреблений среди российских чиновников, на которые указывают наши противники. Только одна из главных причин злоупотреблений — плачевное положение государственного аппарата, который долгие годы умышленно угнетался прозападными либералами и ещё не вполне оправился от тех лихих времён.
В общем, века идут, а западные проповедники действуют старыми проверенными средствами. Помнится какой-то высокопоставленный иезуит недавно возмущался: дескать, только в русском языке эпитет «иезуитский» используется в значении «жестокий и коварный». А на самом деле иезуиты плюшевые, и желают только добра нам…
Отмечу напоследок, что совершенно не верю в программы гуманитарного образования граждан чужих стран. Точнее, верю, но считаю единственной их реальной целью получение контроля мозгами учеников. Так как было бы крайне глупо со стороны США создавать учебные программы такого рода просто так: не продвигая в них исподволь всеми средствами свою враждебную нам идеологию.