20 тысяч детей спят сегодня в нью-йоркских ночлежках, согласно последней городской статистике. В это число не входят бездомные дети, которые не могут спать в ночлежках, потому что им и их родственникам не разрешили это. До 65 процентов семей, которые нуждаются в приюте, не попадают туда, и их судьба безнадежна.
«Некоторые доходят до того, что спят в вагонах метро», — рассказывает журналистам AlterNet старший аналитик Коалиции в поддержку Бездомных Патрик Марки. – «Некоторые идут в больницы неотложной помощи, некоторые – в прачечные. Женщины возвращаются к тем, кто их избивает, и остаются в опасных квартирах».
Семьи, которые попадают в приюты, стали оставаться там существенно дольше, в ожидании случая переехать в постоянное жилище. Когда репортёры спросили мэра Майкла Блумберга, почему бездомные стали проводить время в приютах на 30% дольше, чем в прошлом году, мэр ответил: «потому что там стало во много раз веселее, чем когда-либо раньше».
На вопрос: «там действительно великолепно?» и на возмущения по поводу его заявления, день спустя он уточнил: «Нет. Это не Плаза Отель… но это не то, что подразумевается под приютом, и это не то, что общественность хочет и может позволить себе».
Вот такое глубокое сочувствие к бедным, сопровождает все деяния мэра, которые и стали причиной того кризиса, который The New York Times назвал «чрезвычайным положением». Когда мэр вступал на свой пост, он обещал сократить общий уровень бездомности на две трети в течении пяти лет. Однако, уровень бездомности увеличился на 40%, раздувшись до 46000 человек, спящих в ночлежках. Администрация во всём винит финансовый кризис, но оказывается, у неё самой есть множество способов ухудшить жизнь очень бедных людей в разгар спада – нужно просто согласиться с административной философией, которая учит, что бедные слишком ленивы, чтобы самостоятельно встать на ноги, и, что они день и ночь занимаются только тем, что обманывают систему.
Здесь представлено пособие по тому, как администрации Блумберга удалось увеличить уровень бездомности, потратив на это кучу общественных денег.
1. Сокращение доступа к федеральной помощи.
В течении многих десятилетий республиканские и демократические мэры снижали уровень бездомности, предоставляя родителям и их детям приоритетный доступ к федеральным жилищным субсидиям и арендным ваучерам. Но в 2004 году, в рамках пятилетнего плана мэра по снижению бездомности, администрация вышвырнула бездомные семьи с вершины огромной очереди на федеральные жилищные субсидии. Городские чиновники, не предоставляя конкретных доказательств, обвинили бедных людей в обмане системы, и в специальном переселении в приюты, с целью получения ваучеров. (Как и многие консервативные выдумки, затрагивающие интригующее меньшинство, эта тоже без сомнения кое в чём верна – кое-кто кое-где обманул – но исследования показывают, что такие покушения на систему не были широко распространенной проблемой).
Уровень бездомных семей, получивших федеральные субсидии упал до рекордно низкой отметки. По утверждению аналитика Коалиции в поддержку Бездомных Жизель Рутье: «в 2010-ом финансовом году, во время рекордного роста бездомности, бездомные семьи получили только 2% из 5500 доступных для общественности жилых квартир, и только 3% из 7500 жилищных ваучеров».
Вместо программ, которые давали им доступ к постоянному жилью, бездомные семьи получили в подарок – неоценимый урок личной ответственности! Сначала администрация ввела программу «Жилищная Стабильность Плюс» (HSP — Housing Stability Plus), которая снизила количество ежегодных субсидий на 20%. HSP с самого начала была замешена в скандалах, а семьи столкнулись с новыми опасностями в новых квартирах. «Многие из недавних бездомных семей страдают от отравлений свинцом, заражения паразитами, неполноценного отопления и нехватки горячей воды», — согласно отчёту Коалиции в поддержку Бездомных .
Затем, в 2007 году была введена программа «Преимущество», которая помогла снизить арендную плату (потребовав, чтобы жильцы устроились на работу или на профессиональную переподготовку), но действие программы продолжалось только 1-2 года. Предполагалось, что когда субсидии закончатся, семьи сами смогут найти себе постоянное жильё. Вместо этого, семьи возвращались в приюты, потому что, по словам защитников бездомных – никакие волшебные пасы не работали, и в Нью-Йорке арендная плата не снижалась. Каждая третья семья, попавшая под «Преимущество», в 2011 году вернулась в приют, согласно подсчётам Коалиции в поддержку Бездомных.
2. Сокращение и отмена.
Несмотря на это, и в ответ на требования защитников бездомных и некоторых чиновников, которые призывали мэра предоставить семьям приоритетную федеральную помощь, администрация рекламировала программу как успешную. Поэтому, весьма странным оказалось то, что когда в марте 2011 года губернатор штата Нью-Йорк наполовину урезал финансирование «Преимущества», администрация Блумберга отказалась от финансирования разницы и уничтожила программу. В то же время мэр заявил, что бедные семьи притворялись бездомными, чтобы обмануть «Преимущество». «Невозможно понять, что движет этими людьми», — сказал он в радиопередаче. – «По одной из теорий, некоторые из этих людей подключались к системе бездомности, системе приютов, чтобы получить право на программу, которая помогла бы им выбраться из системы бездомности».
Когда городские власти сократили программу, 15000 семей, полагавшихся при оплате жилья на «Преимущество», получили письменные уведомления, что у них есть только две недели, чтобы подыскать другие механизмы помощи. Чрезвычайное постановление суда заставило городские власти вернуться к помощи семьям в рамках программы, но когда в феврале 2012 года это постановление было отменено, городские власти резко сократили всю помощь жильцам, вынуждая их платить полную рыночную ренту, хотя они могли оплатить лишь 30-40%. Неизбежное возвращение в приюты многих семей, попавших под «Преимущество», стало причиной резкого роста бездомных людей, спящих в ночлежках – до 43000 в 2012 году. «За последние 18 месяцев новых жилищных программ не появлялось», — сказал AlterNet Марки.
3. Трата денег на временные решения.
Вместо этих программ, администрация только отчаянно открывает всё больше и больше временных приютов. AP сообщает, что за последние месяцы открылись 10 новых приютов для одиноких и семейных взрослых, чтобы справиться с кризисом. И до конца года администрация планирует открыть ещё пять приютов.
Здесь проблемы – куда ни глянь. Содержание семьи в приюте стоит 3000 в месяц – это больше, чем жилищная субсидия. Кроме того, исследования показывают, что отсутствие постоянного жилища оказывает дестабилизирующее и вредное влияние на детей, даже, если они оказались в одном из тех нью-йоркских приютов, которые поразили мэра своей роскошью. Бездомные дети болеют чаще, болеют более редкими и серьезными болезнями, чем те дети, у которых есть дома. Они чаще болеют респираторными и пищеварительными инфекциями. Нехватка постоянного и безопасного жилья задерживает нормальное развитие. У бездомных детей отмечаются более высокие уровни беспокойства и депрессии, которые часто проявляются в нарушении дисциплины.
«Если бездомность плохо влияет на взрослых, то для молодёжи последствия могут быть катастрофическими, из-за чего проблемы могут растянуться на всю жизнь», — пишет передовая статья The New York Times. (А ведь, ещё до конца не известно, насколько долгосрочными проблемами грозит уровню бездомности ураган Сэнди. Прямо сейчас, семьи, потерявшие свои дома из-за шторма, остаются в гостиницах, оплаченных городскими властями, что возмещается FEMA).
4. Отказ от изменения курса.
Городской Совет Нью-Йорка в общих чертах наметил план восстановления программ, которые, как утверждается, снижали уровень бездомности. Как написали Кристин Квинн, Аннабель Пальма и директор Коалиции в поддержку Бездомных Мэри Броснэхен в статье для Huffington Post: «Это означает возврат к стратегии отложенного справедливого распределения мест жилищного фонда, и распределения ваучеров федеральной жилищной программы для пойманных в ловушку системы приютов. Кроме того, должна быть создана новая программа арендной помощи, на основе федеральной ваучерной программы».
По результатам анализа городского плана Нью-Йорка Независимым Бюджетным Комитетом сделано заключение: «если бы 5000 семей в год выводились из приютов с помощью приоритетных программ NYCHA и Section 8, то затраты на содержание семей в приютах снизились бы на 29,4 млн. долларов, при этом экономия городского бюджета составила бы 11 млн. долларов».
До сих пор администрация отклоняет этот план. На слушаниях в сентябре комиссар Управления по делам бездомных Сет Даймонд отметил маловероятность успешности программы профессиональной переподготовки в качестве способа борьбы с резким ростом бездомности. Один из членов Совета назвал такой подход – «засовыванием головы в песок».
Даймонд подтвердил позицию администрации – обитатели приютов не являются приоритетом для жилищной помощи.