Михаил Муравьев (Авантюрист) о распаде Украины 2007/2008 г.

Мировой энергетический рынок это большая уязвимая проблема. Нужно закрыть всего три точки, чтобы мировой энергетический рынок перестал существовать, чтобы Китай и Индия и Европа и Япония встали намертво. Это Украина, вы знаете, что там происходит, это наш нефте-газотранзит. Это турецкий Курдистан, через который проходят все трубы. Вы знаете, что происходит в иракском Курдистане и как это дело спонсируют американцы. И это Суэцкий Канал, перед ним Красное Море, а перед морем Аденский залив. …. Во всех этих трех точках сейчас есть проблемы, если их актуализировать немножко, то Европа останется без нефти и газа вообще.

Очевидно, что США пытаются добиться того же самого. Надо быть слепым на оба глаза и больным на всю голову, чтобы не видеть, что США уже много лет быстро и четко обкладывают Россию ударными базами по всему периметру, стараясь обеспечить себе прямой выход на Россию с любых направлений и подобраться как можно ближе к крупнейшим российским экономическим центрам с запада, юга и востока. По большому счету, эта задача пока не решена только на юго-восточном направлении, но там Китай и решение задачи пока не просматривается, и на юго-западном направлении. А на юго-западном направлении у нас только одна страна – Украина. Поэтому, представляется вполне логичным, что именно на Украине мы и увидим более или менее точное повторение Польских событий 1939.

Как протекают социально-политические кризисы на Украине мы уже все видели — это будет солянка из польского сейма, ГКЧП, майдана и гей-парада. Только на все это наложится экономическая катастрофа, а с иконы оранжевых революционеров к тому времени уже пооблезет позолота — даже полным болванам будет заметно, что с экономикой ЕС, который Украина вот уже три года пугает своим скорым присоединением, творится что-то очень нехорошее. Тем не менее, сама идея евроатлантического, трансконтинентального и галактического путей развития Украины никуда не денется, так что никто, ни о чем, ни с кем во власти договориться не сможет. Наиболее вероятным итогом этого хаоса будет парад региональных суверинитетов. Восточные и южные области одна за одной начнут проводить референдумы о присоединении к России или как минимум об отделении от Киева и образовании Восточной Украины. Люди, понимая, что теперь все их надежды на нормальную жизнь зависят полностью и исключительно от России, будут поголовно голосовать положительно. Все это чревато уже гражданскими столкновениями и даже крупномасштабными военно-полицейскими операциями, с последующими мятежами. Россия должна быть готова к такой ситуации. Хочешь, не хочешь, а придется для начала принимать мятежные области под свой протекторат невзирая на затяжные припадки истерики "мирового" сообщества. Это будет единственная возможность сохранить мир и порядок на территориях Украины, заселенных русскими.

Не в плане уговорить или убедить, что, мол, "надо уезжать" или "бросьте все", а в целях практической дискуссии о наведении порядка на Украине. Давайте еще раз суммируем, чем будет отличаться нынешний кризис на Украине, от кризиса начала 90-х или российского дефолта 1998.

Отличие нынешнего кризиса от 91-92:

— Трудовые ресурсы. В самостийность Украина пришла с исключительным по качеству трудовым ресурсом — все имели отличное советское образование и профессиональную подготовку, которая позволяла эффективно эксплуатировать как старые отрасли, так и осваивать новые, за счет высокой интеллектуальной адаптивности населения. За время независимости данные способности нации в значительной степени утрачены. Молодежь растет малообразованной, непрофессиональной и безрукой. Значительная часть старых квалифицированных специалистов эмигрировала или переквалифицировалась, потеряв профессию, а в течение этого кризиса эмигрирует, переквалифицируется или умрет заметная часть сохранившихся. Возрождать страну будет практически некому.

— Интерграция с Россий и бСССР. В 90-х степень интеграции экономики Украины с остальным бСССР была тотальной, что обеспечивало ее промышленность постоянной загрузкой. На сегодняшний день это преимущество почти утрачено, и продолжает все быстрее ликвидироваться по всем направлениям. Российский рынок и рынок бСССР Украине не будет подспорьем.

— Госсобственность. В начале 90-х на Украине все предприятия и вся коммерческая недвижимость были государственными. Их приватизация многие годы позволяла привлекать иностранных инвесторов с валютой и наполнять бюджеты всех уровней. Сегодня госсобственности почти нет — продавать нечего.

— Реальная экономика. В начале 90-х под 70% ВВП Украины создавалось реальным сектором. За последующие 17 лет его доля упала до 1/3, в процессе замещения сектором услуг. А сектор услуг рос исключительно благодаря росту экспортной выручки и привлечению иностранных кредитов. С резким падением первого и разворотом второго, сектор услуг практически аннигилирует — он сократится минимум втрое, но реальное производство от этого отнюдь не утроится, а наоборот — еще усохнет, из-за резкого роста безработицы, и, соответственно, падения совокупного платежеспособного спроса.

— Инфраструктура жизнеобеспеченья. В начале 90-х вся инфраструктура была довольно новой, советсткой. Все прошедшие 17 лет никто не занимался капитальным ремонтом теплосетей, электросетей, газораспределительных сетей, канализации, жилого фонда, дорог, инфраструктуры энергогенерации, и т.п. В условиях кризиса, когда денег в бюджетах катастрофически не будет хватать, так что их не будет вообще даже на текущий ремонт, это неизбежно обернется перманентной инфраструктурной катастрофой.

Разница с российским дефолтом 1998:

— Долги. В 1998 на 150 миллионной России висел внешний государственный долг в размере $1000 на каждого жителя России, и примерно $150 на жителя — на коммерческих структурах. Внутренние долги предприятий были невелики, а кредиты населения — ничтожны. Соответствено, дефолт и девальвация рубля создали проблему возврата кредитов только для государства, а предприятия и населения это не коснулось. Сегодня Украина имеет внешний госдолг в районе $340 на жителя, внешний коммерческий долг в $2000 на жителя, и огромные внутренние долги предприятий и населения, в т.ч. валютные. Соответственно, 4-6-ти кратная девальвация гривны сама по себе, даже без учета других факторов, немедленно обанкротит значительную часть предприятий и банков, и придушит половину населения.

— Рост мировой экономики. В начале 2000-х начался последний, очень мощный цикл мирового роста, который резко поднял как спрос, так и цены на все базовое сырье — нефть, газ, металлы, лес, и т.п. Всего этого у России в изобилии, поэтому страна смогла за эти годы в десяток раз нарастить объем валютного экспорта. При том, что рубль был дешевым, это позволило за 7 лет не только расплатиться по внешним долгам, но и провести массированную реструктуризацию и модернизацию экономики. Сегодня начинается многолетняя мировая депрессия, на протяжении которой как спрос, так и цены на всю экспортную продукцию Украины — металлы, химическую продкцию и зерно, будут мизерными. Таким образом, внешний рынок для Украины не станет драйвером роста как минимум лет 10. За это время большая часть экспортных предприятий страны придет в полный упадок и будет требовать тотальной модернизации на непонятно какие деньги.

— Зависимость от импорта и размер внутреннего рынка. В 1998 зависимость России от импорта была невелика. Соответственно, пятикратная девальвация рубля и импортные пошлины и квоты позволили быстро вытеснить значительную часть импорта. А 150-ти миллионый внутренний рынок обеспечил российским компаниям потенциал для резкого наращивания объемов производства. Сегодняшний внутренний рынок Украины почти вчетверо меньше, он очень серьезно зависит от жизненно важного импорта, а возможности срезать неважный импорт пошлинами и квотами ограничены правилами ВТО, куда Украина как нарочно успела вступить. Попытка игнорировать эти правила, немедленно закроет для Украны европейский и американский экспортный рынок, а также приведет к серьезному наезду со стороны МВФ. Т.е. кратная девальвация гривны не особенно поможет подняться производителям и на внутреннем рынке.

— Инвестиции. В 2000-х мир просто ломился от лишних денег. Поэтому, как только в России подтвердился вектор роста, в страну хлынули иностранные кредиты и инвестиции, которые частью были, конечно, прошавканы, но заметная часть все-таки пошла в дело — на них были построены и модернизированы предприятия, подлатана инфраструктура, построено дополнительно 250 млн. метров жилья, и т.д. Нынешний мировой кризис пришел за всеми лишними деньгами на планете. Через 3, максимум 4 года он их все выпалит. Инвесторы и кредиторы станут рассчетливыми, осторожными и подозрительными, и всяким "перспективым молодым демократиям" не будут их давать ни при каких обстоятельствах. Где Украина возьмет финансовые ресурсы для подъема?

Это только то, что сходу приходит в голову. Наверняка, можно найти еще с полдюжины серьезных отличий. Вопрос — каков сценарий возрождения Украины в обозримой перспективе, с учетом всего перечисленного? Где тот механизм, та сила, тот ресурс, которые ее поднимут из руин? Не "и как один умрем в борьбе за это", а практическая, инструментальная модель?

Я не живу на Украине, поэтому клясться не буду, но на мой взгляд — это фэнтэзи похлеще Толкиена. Поэтому я и советую украинцам (и прибалтам) то, что не советую россиянам или даже белорусам и казахстанцам. У нас власти, пусть с некоторыми ошибками и запозданием, но реально строят оборонительные сооружения против мирового кризиса, ищут методы его погашения на маршрутах передачи, изыскивают и стимулируют внутренние точки роста, следят тревожным глазом за противником, и пытаются обеспечить какой-никакой баланс интересов государства, народа, олигархов, остального бизнеса, и важных иностранных партнеров. При том, что у нас все очень неплохо с ресурсами, это дает очень приличные шансы удержать оборону и не свалиться в реальный кризис. А вот Украину от сваливания в жесткий кризис уже спасти невозможно. Антикризисная военная хунта экономических гениев патриотов могла бы этот кризис несколько смягчить, обеспечить более плавную траекторию обвала и более высокое дно, и найти методы поднять Украину за несколько лет хотя бы жизнеспособного уровня. Но нынешняя властная команда, понимая, что положение безнадежное, интересуется ровно тремя вопросами — обеспечением успешного бегства от кризиса себя любимых, своих внутренних спонсоров — компактной группы олигархов, и иностранных спонсоров — компактной команды американских банков. Расходным материалом выбраны, как ни удивительно, украинский народ, широкий бизнес, и государство. Их просто сольют. Так что как бы маленькие украинцы ни старались сегодня помочь своей стране не рухнуть — они этого не смогут сделать. Все результаты их самоотречения обеспечат просто более комфортные условия выхода для властной хунты, олигархов и иностранного ворья. Вам оно надо?

Я уже скоро два года повторяю — отменить действие фундаментальных экономических законов, воплощенных в многолетних трендах, не может даже еврейский Бог. Тем более комический дуэт мазурика с воровкой. Реально никто, даже местные форумисты, кто считает, что на Украине будет полный ужас, еще не осознают его подлинных масштабов. Я вот как ни прикидываю, но все не могу найти, чем же Украина жить будет в ближайшие годы — я без шуток. Так что реальную безработицу ниже 40% через 2 года вообще не вижу, при мизерных, задерживаемых на 6-12 месцев зарплатах 90% сохранивших работу. Полный голяк в бюджетах всех уровней. Нулевое финансирование социальной инфраструктуры и инфраструктуры жинеобеспечения. Спонтанная феодализация, вместо централизованной федерализации. Суданский разгул уголовщины. Массовая нелегальная эмиграция. Короче — Ирландия конца 19-го века.

aftershock.su

5 comments

Leave Comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.