Интерьвю с Сильвиу Неделши (Silviu Nedelschi) — креативным директором и специалистом по копирайтингу рекламного агентства Publicis из Бухареста, которое выполнило эти макеты по заказу Консультативного центра для жертв дорожно-транспортных происшествий в Румынии.
— Как вам пришла идея сделать рекламу с погибающими диктаторами? Расскажите немного о процессе ее создания.
Идея появилась у одного из наших сотрудников, когда он вел машину, и мы стали обсуждать, как это, должно быть, ужасно — стать виновником ДТП с человеческими жертвами. И дело даже не в наказании по закону, которое за этим последует, а в том, что жертва совершенно невинна.
Шансы, что под колеса автомобиля может угодить обычный пешеход — ребенок, женщина или просто уставший прохожий, бредущий домой к детям — очень велики. И с виной за его смерть или травму водителю придется жить всю жизнь, и это самое главное, чего стоит бояться, когда ты за рулем.
А потом мы задумались, как донести эту простую мысль рекламными средствами. Оказалось, что проще пойти от обратного: показать, как водитель сбивает того, за чью смерть он не будет чувствовать себя таким виноватым. Осталось только понять, кто бы это мог быть. Вероятно, самый большой негодяй на земле — воплощенное зло. Конечно же, мы сразу вспомнили о диктаторах, ведь на их счет двух мнений быть не может. Тогда же мы поняли, насколько эффектно будут выглядеть плакаты с этой рекламой, какое сильное они будут производить впечатление.
— Какой реакции вы ожидали, и что в итоге получилось? Каков градус агрессии у аудитории? Нет ли у вас проблем со сталинистами?
Мы понимали, что наша идея достаточно противоречива и в то же время цепляет и хорошо запоминается. Именно такой и должна быть хорошая реклама. Но, если честно, мы не ожидали такого вирусного эффекта — ее увидело гораздо больше людей, чем мы изначально предполагали. Отзывы приходили откуда только возможно. Например, парень из Сирии прислал наш же макет, только в роли сбитого диктатора на нем был изображен нынешний правитель Сирии (Башар Асад — PublicPost). Так мы поняли, что наша реклама имеет еще и политический резонанс. И это для нас самая большая похвала.
Был и другой случай: на сайте, где разместили нашу рекламу, один человек оставил комментарий, что Сталин на самом деле был невиновен. Нет сомнений, что комментатор не разбирается в истории. Однако этот комментарий был, пожалуй, самым агрессивным. То, что наша реклама стала политической сатирой — здорово, но важно, чтобы ее зрители все-таки не забывали, зачем она была создана.
— У вас получилось достигнуть желаемого рекламного результата?
Думаю, мы достигли даже большего. Вирусность сделала нашу рекламу узнаваемой практически повсеместно, значит, она повлияет не только на румынских водителей. На российских, например, тоже. Все дело в том, что у нее совершенно универсальный месседж.
— Чем вы вдохновлялись?
Скорее всего, в нише социальной рекламы про безопасное вождение такой подход еще не использовался. И нам он кажется достаточно эффективным даже для того, чтобы достучаться до самых отъявленных циников. Этим ходом мы делаем комплимент водителям — их интеллектуальному уровню, их эрудиции, мы позволяем себе использовать черный юмор, а не идем проторенной уже дорогой, не демонстрируем, например, снимков ужасных катастроф.
PublicPost напоминает, что диктаторов уже использовали в рекламных целях: врекламе средства от запора их заставили улыбаться с помощью Photoshop, а рекламная кампания средства от комаров, где Сталина, Гитлера и Усаму бен Ладена превратили в москитов, сопровождалась слоганом «Конец террору!».