РБК жжот напалмом: 48% нашей городской молодежи желает эмигрировать из России

Одобряет

Беседы за рюмочкой чая в прокуренной кухне о том, что на соседнем поле трава зеленее, всегда были отличительной чертой всех этнических и гипотетических русских. Всем без исключения жителям нашей страны время от времени в голову приходят подобные мысли. Однако в последние пару лет тенденция становится все более явной, а разговоры все меньше зависят от количества употребленного алкоголя.

Судить об этом можно, оглядевшись вокруг. Попробуйте вспомнить, от скольких своих знакомых вы слышали о перспективах переезда в другую страну — Канаду, Австралию, Норвегию, Австрию. Любая развитая страна в сравнении с Родиной кажется многим россиянам райским местечком. Хотя пару лет назад один мой знакомый уехал на ПМЖ в Гвинею, а другой — в Индию. Видно, правду говорят: из России — хоть в Камбоджу…

Сухие цифры

По результатам последних опросов «Левада-центра», в настоящее время 22% россиян думают об эмиграции из страны, 9% из них — часто. При этом 29% респондентов рассматривают возможность уехать из России хотя бы на какое-то время. Подобные планы чаще всего озвучивают люди в возрасте от 18 до 24 и от 25 до 39 лет, имеющие высшее образование и обладающие высоким потребительским статусом.

Еще более пессимистичные данные приводит аналитический холдинг РОМИР: треть жителей городов России (31%) хотела бы эмигрировать. Несколько чаще о желании уехать заявляли мужчины, горожане с высшим образованием и высоким доходом, состоящие в гражданском браке либо холостые. Доля желающих эмигрировать значительно выше среди молодежи (48%). Т.е. уехать хотят те самые молодые и перспективные, которые, по мнению действующей власти, должны претворять в жизнь светлые идеи пресловутой модернизации.

Причины

Желание эмигрировать может быть вызвано весьма разнообразными причинами. Кто-то бежит от политической системы, не желая терпеть еще 12 лет существующего режима, который характеризуется ростом коррупции, ослаблением экономики и все большим доминированием силовых структур. Такую эмиграцию можно назвать политической, появилось даже специальное понятие «исход путинского десятилетия».

Однако не все настолько политизированы, и кто-то хочет уехать из страны в поисках лучшей жизни. Молодые люди более мобильны: получив образование и осознав, что их не устраивают реалии современной жизни в России, они понимают, что разумнее попытать счастья за границей. Стоя на самой первой ступеньке карьерной лестницы, приходит осознание того, что за рубежом возможен совершенно другой уровень оплаты труда, более доступное жилье и, самое главное, существуют возможности и перспективы, предполагающие хоть мало-мальски справедливый социальный лифт. Ведь, что греха таить, фонвизинское «Как не порадеть родному человечку» прочно врезалось в российский менталитет, подрывая основы социальной справедливости.

Сложно объективно оценивать экономический курс того или иного государства. Более или менее точным мерилом здесь могут выступать индикаторы, свидетельствующие о темпах роста экономики, оттоку-притоку капитала, росту потребительских цен, а также общий инвестиционный климат, о котором в последнее время так любит говорить наше политическое сообщество. Однако среднестатистический житель той или иной страны в меньшей степени склонен опираться на экономическую статистику, оперируя более понятными для себя индикаторами: стоимостью литра бензина, квартплатой, возможностью съездить в отпуск или, скажем, вылечить зубы.

Все познается в сравнении — если сопоставить по росту ВВП Россию с Белизом, то излишней будет любая патриотическая риторика. Между тем существуют страны с изначально худшими исходными данными, небольшими природными ресурсами, небогатым интеллектуальным капиталом, неразвитой корпоративной базой, и при этом условия жизни там куда лучше, чем в России. Готовые уехать россияне зачастую не понимают, куда уходят их налоги, если дороги все так же разбиты, и где аккумулируются дивиденды государственных гигантов, если в российских поликлиниках практически не осталось бесплатных услуг, а «доступное» жилье предполагает пожизненную кабалу.

Перед Россией мы все беззащитны

Еще одним немаловажным катализатором миграционных процессов в России стала потеря чувства защищенности. Теракты, напряженная ситуация в городах, активный рост преступности, недоверие людей к силовым структурам нагнетают обстановку и доводят ее до критической точки. Безусловно, терроризм есть везде, равно как и преступность, и временная нестабильность. Только выйти из дома ночью гораздо страшнее в Москве и Саратове, чем в Осло или Праге.

Чувство защищенности пропадает не только на бытовом уровне, но и в деловой сфере. Успешные предприниматели все чаще высказывают опасения, что не уверены в завтрашнем дне своего бизнеса, пеняя на несовершенство законодательной базы и ангажированность судебной системы. Лишиться на родине дела, организации которого была посвящена значительная часть жизни, здоровья, нервов и времени – слишком большой риск, который, по мнению многих, не оправдывается патриотическими чувствами.

Практическая сторона медали

Переходя к практической стороне вопроса, стоит отметить, что существует несколько законных способов миграции. Один из самых распространенных — отъезд в другую страну на обучение. Проходя учебные программы, можно обосноваться за рубежом на период от пары месяцев до нескольких лет. Причем образовательные проекты могут быть самыми разнообразными: как курсы повышения квалификации или стажировки, так и полноценное среднее или высшее образование с последующим присуждением учебной степени и получением диплома.

Получить вид на жительство или гражданство в некоторых случаях можно и путем инвестирования в страну: вкладывая деньги в государственные программы и компании, или же посредством частного предпринимательства. В ряде государств вид на жительство или гражданство предлагаются после приобретения недвижимости внутри страны. Оформить визу, предполагающую разрешение на работу, могут и в крупной корпорации, пригласившей сотрудника-иностранца. Существуют и гуманитарные программы: работа в международных организациях и даже получение статуса политэмигранта.

Немного психологии

Нельзя не упомянуть и более тонкий, психологический аспект, на который также стоит обратить внимание при принятии решения об эмиграции. Это осознание, что бежит человек не от себя, а от конкретных не устраивающих его реалий. Наивно полагать, что где-то существует идеальное государство, способное удовлетворить все требования и запросы конкретного человека. Именно поэтому подходить к решению данного вопроса стоит не с эмоциональной, а исключительно рациональной точки зрения, объективно взвесив все «за» и «против».

Из всех моих знакомых, в последние несколько лет уехавших за рубеж, не вернулся никто. Они, разумеется, пишут грустные письма о том, как тоскуют по родине, что не все так безоблачно, как может показаться на первый взгляд. Только в их глазах читается искреннее непонимание, когда ты встречаешь их в аэропорту на той же машине; они теряют дар речи, когда узнают, сколько стоит аренда «этой самой квартиры», они сходят с ума в московских пробках и чуть не пускают слезу, когда им откровенно грубят в магазине. Они искренне скучают по своим Люксембургам, Парижам и Лондонам, хоть и не подают виду: отмахиваются, когда их называют эмигрантами, и заверяют, что в скором времени обязательно вернутся на Родину.

Стоит признаться себе, что рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. А закончить хочется грустным анекдотом: граждане РФ, которые плохо вели себя в этой жизни, после смерти снова попадут в Россию.

Александра Старостина

rbc.ru

13 comments

Leave Comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.