За последних несколько недель настоящих новостей почти не было, и даже ужасающий евро-кризис решил устроить себе, как положено, летнюю передышку. И вот наши национальные специалисты по изучению общественного мнения и высоколобые ученые мужи (в перерывах между составлением прогнозов относительно предстоящих в ноябре выборов) обнаружили любопытную статистику. Они выяснили, что, многие (хотя, конечно же, не все) представители так называемого поколения Y, которое известно тем, что задается вопросами вроде: «А зачем работать?», «А зачем зарабатывать деньги?», «А зачем носить престижную одежду?», задают и другие вопросы: «А зачем ездить не машине?», «А зачем вообще иметь машину?», «А зачем вообще куда-либо ездить?» (Буква «Y» звучит так же, как и вопросительное слово «why» — «зачем» — прим. перев.).
Они уже не считают, что водительские права дают им возможность вырваться из удушливых родительских объятий. Автомобиль для них – устаревший символ престижа, который приобретается с помощью эмблемы BMW или Mercedes. И чувства собственного достоинства, которое разрослось и раздулось до таких размеров, которые, как владелец и сам прекрасно понимает, уже намного превзошли стоимость этого автомобиля.
Поколение Y держится от всего этого в стороне. Им не понять того волнующего чувства, которое испытали мы с вами, когда отец в первый раз дал нам ключи от машины и приказал вернуться домой не позднее 23:00 (строго-настрого предупредив, «чтобы в салоне не было никаких пятен от пива или, упаси Бог, от чего-нибудь еще!»). Вместо этого у новых ребят поколения Y были головокружительные моменты покруче, когда их нетерпеливые маленькие пальчики с любовью и трепетом ощупывали первые в их жизни смартфоны.
«Ну и придурки же эти молодые ничтожества, — фыркают представители старших поколений, — неужели не понятно, что машина – это свобода, возможность ездить куда хочешь, общаться с друзьями, снимать девчонок и (гыы!) даже … заниматься юношеским сексом?!»
Так вот у меня для вас новость: это мы, старички, ничего не понимаем. Ведь у них есть все – они вооружены всякими суперсовременными электронными штучками, они поднаторели в своих социальных сетях, в которых можно плотно и быстро пообщаться, обменяться мыслями и впечатлениями с бесчисленными «друзьями». Разве у них возникнет потребность «реально» сесть в автомобиль и поехать в киношку под открытым небом?
Финансовые сделки, покупки, игры, кино… для всего этого надо ехать в банки, в магазины, на спортивные соревнования, а это скучно и не нужно. Поколение Y стоит на пороге новой эпохи эволюции человечества: испытать все и прийти в никуда. Ну что, встречаться с представителем противоположного пола ради забавы? Еще чего! Ведь для этого есть смартфон! Зачем тащиться в дорогие клубы? А когда избавишься от необходимости реально встречаться – лицом к лицу, испытывая смущение, вот тогда и завязываются виртуальные романы, быстро переходящие из одной фазы отношений в другую. Можно я не буду утомлять читателя и раскрывать подробности о том, как многие сыны и дочери поколения Y регулярно и без напряга рассылают такие фотографии, которые их родителям лучше не видеть?.. Такой обмен самым сокровенным и самым личным происходит быстро и анонимно. И, в отличие от дорогих кафе, на это не нужно иметь кучу денег. Обмен этот еще можно считать «безопасным» — никаких кувырканий и прочих акробатических трюков на заднем сиденье. Да и для того, чтобы расстаться, достаточно сбросить на «мыло» пару сообщений, а потом нажать клавишу «удалить».
Я уже давно думаю, что с развитием электронных средств интерактивного общения и с повышением уровня надежности и достоверности виртуального мира человек будет все реже испытывать потребность в передвижении. Лет через 100 передвижение вообще может стать абсолютно бессмысленным и излишним – вот сейчас мы же сидим и разговариваем, так и в будущем, только все собеседники (конечно же, кроме главного героя) будут присутствовать в виде очень качественных и правдоподобных голограмм. Мы станем такими малоподвижными домоседами – каждый в центре своего собственного виртуального мира, как полноправный хозяин. И тогда, в будущем, эти автомобильные марки будут такими же бессмысленными, как названия знаменитых паровозов, о которых с благоговением рассказывал мне отец. Но все это произойдет не сразу, а постепенно. И мне кажется, что в то далекое будущее никак не впишется наш нынешний автомобильный ажиотаж с непременными атрибутами «моя — круче», «у моей — движок мощнее» и «моя — дороже».
Грустно? Еще бы! Зато теперь мы знаем, каково было любителям лошадей, когда автомобили начали свою гонку и, потеснив все и вся, стали самым главным средством передвижения.
Bob Lutz (Боб Лутц) Forbes