Жители Соединённых Штатов старше 50 лет стали гораздо чаще употреблять наркотики и сильнодействующие лекарственные препараты, вызывающие сильнейшую зависимость. К такому выводу пришли эксперты Управления наркологическими и психиатрическими службами (Substance Abuse and Mental Health Services Administration – SAMHSA) и авторитетного центра Хэнли (Hanley Center).
Главной причиной наркотической зависимости взрослых и пожилых людей принято считать амбиции фармацевтических корпораций, которые из года в год увеличивают объёмы продаж опиумных препаратов, а также несовершенство национального здравоохранения. Ни для кого не секрет, что довольно часто люди превращаются в наркоманов благодаря докторам, которые «разбрасываются» рецептами.
В числе косвенных причин называются финансовый кризис, депрессия, одиночество, а также ряд хронических заболеваний, которыми чаще всего страдают люди старше 50 лет. Более того, на печальную статистику влияет убеждённость большинства пожилых людей в том, что прописанные докторами сильнодействующие лекарства опасными не являются.
Из 100% опрошенных американцев старше 48 лет 79% заявили, что впервые попробовали наркотики в возрасте до 25 лет. 40% считают себя наркоманами, которым необходима реабилитационная помощь.
Более 90% зависимых людей назвали алкоголь одной из субстанций, которая помогает снять стресс. 49.5% зависимых получают наркотики в аптеках по рецептам.
Исследователи очень обеспокоены пристрастием людей старше 50 лет к алкоголю и наркотикам. «Если не принять экстренных мер сегодня, то завтра может быть поздно, — считает Сэм Блэк, работник реабилитационного центра в Калифорнии. – Государство должно уже сегодня начать масштабную кампанию по продвижению здорового образа жизни среди взрослых людей. Без этого число зависимых будет лишь увеличиваться».
Вот лишь несколько примеров сломленных наркотиками, лекарствами и алкоголем людей. 67-летний Фредерик М. из Южной Каролины начал употреблять морфин после смерти супруги. «Поначалу таблетки помогали мне побороть это невыносимое чувство одиночества, — вспоминает он. – Однако уже через 2 – 3 месяца они стали единственным способом справиться с ужасающей болью в суставах. Я перестал контролировать себя. Меня спали соседи, когда я предпринял попытку повеситься».
70-летняя Кэрол и 69-летний Ланс Д. из Калифорнии начали употреблять лёгкие антидепрессанты, чтобы справиться с мигренью. Когда таблетки утратили свой эффект, пара начала принимать оксикодон. Потом к ежедневной дозе лекарственных средств прибавился алкоголь. Когда Кэрол умерла от передозировки субстанций, Ланс принял решение обратиться в клинику. «Всё произошло так быстро, — признаётся он. – Никогда бы не подумал, что стану наркоманом или алкоголиком. Я не могу сказать, в какой период мы перестали быть трезвомыслящими людьми».
80-летний Билл Д. из Флориды потратил на кокаин почти $400 тысяч за последние пять лет. Эти деньги у него остались от многомиллионного состояния, которое «улетучилось» с наступлением экономического кризиса. «Я постоянно думал об ошибках прошлого, — вспоминает Билл. – Упущенные возможности не давали мне покоя ни днём, ни ночью. Сначала кокаин сделал мою жизнь идеальной, а потом превратил в ад».
77-летняя Лора Н. из Висконсина попала в реабилитационную клинику по приговору суда. Когда у неё закончились сильнодействующие лекарства, а доктор отказался выдавать новые рецепты, Лора попыталась купить таблетки через драг-дилеров. Наркоторговец, однако, оказался андеркавером. «Я уже 17 месяцев ничего не принимаю, — рассказывает Лора. – Даже витаминные пилюли вызывают чувство страха. Мне кажется, что я снова превращусь из человека в животное».
Самое страшное, что зависимые от наркотиков и алкоголя старики мало чем отличаются от таких же зависимых подростков. Падение моральных норм, психологическая и физическая зависимость заставляют их идти на самые гнусные преступления лишь бы избежать мучительных ломок. «Мы очень обеспокоены дурными привычками старшего поколения, — рассказывает Фрай Мэтьюс, работник клиники для наркоманов и алкоголиков. – Многие из наших пациентов прожили долгую и счастливую жизнь. Они десятилетиями работали в Америке. У них есть дети, внуки и правнуки. Они заслужили право на достойную старость, но им не воспользовались».
Тем временем, прокуроры разных штатов страны (в том числе Эрик Шнайдерман из Нью-Йорка) разрабатывают масштабный федеральный законопроект, который помог бы контролировать не только распределение сильнодействующих лекарств, но и их дозировку.
Главная прокурорская задача заключается в том, чтобы больные люди получали лечение, а не наслаждение от многочисленных медикаментов, которые в XXI веке несут такую же опасность как кокаин, героин и ЛСД в 70 – 80-х годах прошлого столетия.