Дешевый универсальный истребитель пятого поколения и прочая фантастика
Американский истребитель пятого поколения F-35, с напряжением всех сил заканчивающий испытания и готовящийся к поступлению в войска, получил очередной пинок от родных военных. ВВС США отказываются брать его на замену штурмовикам A-10, сокращая возможный объем заказов.
Программе истребителя F-35 Lightning II, только в разработку которого было вложено свыше 50 миллиардов долларов, закрытие не грозит. Однако длинная череда скандалов, сопровождающая появление на свет этой неоднозначной машины, заставляется всерьез задуматься о цене ошибок при принятии решений в современной оборонной индустрии.
Не так летает
Создаваемому истребителю F-35 опять не повезло: начальник штаба ВВС США генерал Нортон Шварц заявил, что ВВС не будет брать версию F-35B с коротким взлетом и вертикальной посадкой (КВВП). Раньше у американцев была идея убрать из ВВС штурмовики A-10 и перенести тяжесть задач непосредственной поддержки сухопутных войск на эту новую машину.
По мнению генерала Шварца, самолет не тянет с точки зрения количества боевых вылетов, которые можно совершить на нем в сутки при интенсивной эксплуатации. А задачи непосредственной поддержки требуют большого времени нахождения над целью. Может, мол, Корпусу морской пехоты (КМП) такая «производительность труда» и подойдет, продолжил Шварц, а у ВВС другие запросы.
Морская пехота, в чей огород прилетел камень, тут же возмутилась: бывший заместитель командующего КМП по авиации генерал-лейтенант Джордж Траутман заметил, что F-35B имеет максимальный показатель по темпу боевых вылетов среди всего семейства F-35: шесть вылетов в сутки против четырех у двух прочих вариантов. И если ВВС от F-35B отказывается, то причина, возможно, веская, но явно другая.
В этом замечании есть свой резон. Ранее Шварц уже обрушивался на разработчиков F-35, называя «глупостью» тотальное использование компьютерного моделирования в проектировании узлов и систем самолета, призванного стать качественным скачком в развитии авиационной техники. Как мы увидим дальше, тому были некоторые основания. Видимо, действительно, дело не в количестве вылетов — претензии ВВС носят несколько более сложный характер.
Чтобы понять всю великую трагедию F-35, все больше и больше сводящуюся к формуле «никто не хотел покупать», нужно вспомнить, как он вообще получился.
Орда невнятного поколения
Американская тактическая авиация проектировала свое будущее, традиционно опираясь на «диархию» тяжелого и легкого многоцелевого истребителя. В четвертом поколении тон задавала пара F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon. В планируемом пятом поколении место тяжелой (и первой по порядку разработки) машины занял F-22 Raptor, а вслед за ним должен был подоспеть легкий F-35 Lightning II разработки корпорации Lockheed Martin.
Если F-22 занимал свою нишу тяжелого перехватчика, не поставляемого за пределы США (уж больно много в нем применено инноваций, причем не все до сих пор доведены до ума), то F-35 строился совсем по другой логике. Единая универсальная платформа для трех версий: F-35A — обычный легкий истребитель для ВВС (на замену F-16), F-35B — самолет с КВВП для авиации КМП (меняет «вертикалки» AV-8B Harrier II), F-35C — палубный для авианосной авиации флота, на замену F/A-18.
И — экспортные версии, потенциально способные затопить собой весь рынок тактической авиации более-менее обеспеченных стран после 2015-2020 годов. По первоначальным планам, США хотели закупить себе около 2800 машин всех трех типов и не менее 600 истребителей поставить девяти ближайшим союзникам (включая страны НАТО). Всего же емкость внешнего рынка для F-35 оценивался в 1600 самолетов до 2035 года. Картинка — дух захватывает.
На бумаге все было красиво, проблемы начались потом. Строго говоря, гордое имя «истребитель пятого поколения» к F-35 приклеивается плохо. Целый ряд авиационных экспертов высказывают сомнения в том, что «Лайтнинги» являются полноценными «пятерками» — скорее, речь идет о поколении «четыре с очень-очень большим количеством плюсов».
Например, самолет не тянет крейсерскую сверхзвуковую скорость без форсирования двигателя — один из базовых критериев пятого поколения.
Доводка самолета шла долго, постоянно возникали недоработки и неожиданные проблемы. Сначала в 2003 году была допущена ошибка в расчете весовых лимитов конструкции, что вызвало потерю времени и почти пяти миллиардов долларов на перепроектирование. Длинная череда более мелких «косяков» пережила период разработки и продолжилась на испытаниях.
В частности, на испытаниях палубной версии F-35C посыпались уж и вовсе позорные недостатки: например, конструктивное размещение гака (тормозного крюка, которым самолет при посадке цепляется за аэрофинишер на палубе авианосца) не обеспечивало гарантированного зацепления.
В конце концов, министерство обороны рявкнуло на «Локхид», заявив, что все выявленные недостатки впредь будут устраняться разработчиком за свой счет. Тому тоже была причина: под любую возникшую сложность конструкторы требовали новых и новых денег на «непредвиденные» НИОКР, необходимые для решения проблем.
На заднем плане всего этого развеселого карнавала размеренно, как метроном, щелкал счетчик, повышающий цену истребителя в серии. На заре программы считалось, что красная цена ему — 50,2 миллионов долларов (или чуть больше — для более сложных вариантов). Потом цифра поехала: в 2010 году машину уже оценивали в 138 миллионов. Поставки установочных партий для ВВС, авиации ВМФ и КМП в 2012 году шли по суммам от 197 до 237 миллионов за истребитель.
Дешевый истребитель якобы пятого поколения перегнал по стоимости своего старшего брата — «полноценный» тяжелый перехватчик F-22, безоговорочно признанный сверхдорогим (и тоже, к слову, не вполне удачным с точки зрения технической реализации) «белым слоном». На фоне углубляющегося финансового кризиса и жесточайшей бюджетной экономии, к которой Штаты приступили в 2010 году, это подействовало как холодный душ.
Дешевый, универсальный, хороший — не все сразу
Универсальные системы вооружения, как показывает накопленный человечеством опыт, способны заменять собой сразу несколько специализированных, но, как правило, сохраняют все присущие им недостатки в отсутствии подлинных достоинств. Единственным же достоинством становится тот факт, что вместо двух-трех систем вооружения вы разрабатываете, ставите на вооружение, производите и снабжаете всего одну.
Здесь стоит заметить, что в современном оборонном производстве такая «экономия», строго говоря, каким-то неимоверной благодетелью не является, ибо ее результаты немедленно отразятся на поле боя. Во всяком случае, это абсолютно верно для вооруженных сил держав первого класса и законодателей военно-технических мод, каковыми являются Соединенные Штаты.
Как результат, начали резаться не только внутренний заказ на эти машины — поехал вниз и прогноз по экспорту. Канада, Великобритания, Норвегия, Австралия и другие сокращают или грозятся сократить объем закупок, совершенно логично мотивируя это ненормальным ростом стоимости истребителя.
Программа F-35 пала жертвой, с одной стороны, противоречий в желаниях заказчика, а с другой — технологических и производственных ограничений, которые уже не позволяют сравнительно недорого строить самолеты с затребованными характеристиками.
В частных разговорах передается раздраженная реплика одного из разработчиков «Локхида» по поводу технического задания на F-35: «Они хотели самолет с такими требованиями — малозаметность, один двигатель, внутренняя подвеска вооружения, укороченный взлет. Вот они его и получили».
Этот проект может считаться наглядным примером того, к чему приводит попытка создать боевую машину практически за гранью существующей технологии, да еще и как можно дешевле. Что характерно, самолет, стиснув зубы, доведут до ума и будут на нем жить не один десяток лет: альтернативы пока не просматривается и близко.
Читайте также F-22 Raptor — только не для войны