«Сотрудничество: договор Голливуда с Гитлером», книга австралийского историкаБена Урванда, работающего в Гарварде, появится на прилавках книжных магазинов только в ноябре, но уже сейчас она стала одной из самых обсуждаемых в Соединенных Штатах и Европе. Автор утверждает, что десятилетняя работа в американских и немецких архивах позволила ему найти ранее неизвестные документы, доказывающие многочисленные факты сотрудничества крупнейших голливудских киностудий с правительством Гитлера в тридцатые годы прошлого столетия.
«Я не придумал слово «сотрудничество»,- пояснил Бен Урванд корреспонденту лондонской газеты Guardian.- Я взял его из документов, которые хранятся в архивах. Причем, как в немецких, так и в американских. Это слово регулярно использовалось для описания отношений между Голливудом и Германией».
«Роман» между Голливудом и фашизмом начался еще в 1930 году, за три года до прихода Гитлера к власти. Нацисты приготовили достойный прием фильмуЛьюиса Майлстоуна «На западном фронте без перемен». По приказу Йозефа Геббельса коричневорубашечники взрывали в кинотеатрах, где показывали картину, снятую по роману Ремарка, бомбы со зловонным газом и выпускали белых мышей. Встретившись с таким приемом, директор киностудии Universal Pictures Карл Лэммле, кстати, сам еврей, родившийся в Германии, согласился убрать сцены, якобы оскорбляющие чувство национального достоинства немцев.
Уже к 1932 году под давлением нацистов, готовившихся к захвату власти, в Германии был принят закон. Он позволял аннулировать лицензию на деятельность на территории страны кинокомпаний, показывающих картины, которые наносили ущерб имиджу Германии. Причем, речь шла о показе не только в Германии, но и во всем мире.
Владимир Ленин и Иосиф Сталин были далеко не единственными лидерами, понимавшими важность кино. Адольф Гитлер тоже был поклонником киноискусства. Вождю Третьего рейха нравились фильмы с сильными героями. В списке его любимых картин значились голливудские картины «Жизнь бенгальского улана» (1935) с Гари Купером в главной роли и «Королева Кристина» (1933) с Гретой Гарбо. Фильмы, показывавшие демократию в выгодном свете, фюрер не любил. Тарзана он считал идиотом, а Чарли Чаплина за пародию на себя в «Диктаторе» ненавидел.
Верхушка Третьего рейха прекрасно понимала всю важность кинематографа в пропагандистской войне и проводила очень агрессивную политику в области киноискусства. Голливудские боссы считали немецкий рынок слишком важным, чтобы терять его из-за таких, по их мнению, мелочей, как идеологические нюансы. Так начался роман между Фабрикой грез и фашистской Германией.
Конечно, США не подписывали Версальский договор и не обещали препятствовать возрождению милитаризма в Германии. Немало крупнейших американских компаний: I.B.M., General Motors, DuPont и другие сотрудничали с немцами и помогали им восстанавливать военную промышленность, за уничтожение которой через несколько лет пришлось отдавать жизни американским солдатам. Голливуд тоже внес скромную лепту в восстановление военной мощи Третьего рейха. Крупнейшая киностудия планеты в тридцатые годы MGM, утверждает Бен Урванд, ссылаясь на найденные в архивах документы, покупала специальные немецкие облигации, деньги от которых шли на переоборудование военных фабрик и заводов в Судетах.
Критики Урванда говорят, что Луис Б. Майер, директор MGM, пытался таким путем обойти строгие валютные законы, существовавшие тогда в Германии. Однако Урванд вовсе не утверждает, что директора голливудских киностудий, среди которых было немало евреев из Европы, были убежденными нацистами. Просто ради наживы они готовы были сотрудничать с режимом, поставившим перед собой задачу уничтожить евреев.
В желании сохранить немецкий рынок голливудские кинобоссы были готовы на все. Урванд подробно описывает многочисленные случаи, когда директора киностудий вырезали сцены из фильмов, не устраивавшие требовательных немецких цензоров. Например, один из братьев Уорнеров лично распорядился убрать слово «еврей» из всех диалогов фильма «Жизнь Эмиля Золя» (1937). Warner Bros., кстати, стала первой голливудской студией, пригласившей немецких чиновников к себе в Лос-Анджелес просматривать кинокартины и на месте предлагать купюры.
Берлин даже ввел пост специального консула, который отвечал за Голливуд. Георг Гисслинг просматривал множество фильмов, давал рекомендации по их содержанию и даже устраивал с голливудскими боссами что-то типа дебатов и обсуждений. Причем, последнее слово оставалось за ним. Он не только просил делать купюры, но и требовал прекратить съемки некоторых картин. Если от фильма «Бешеный пес Европы» отказались по требованию Гисслинга еще до съемок, то съемки «У нас это невозможно», экранизации одноименного роман Синклера Льюиса, были прекращены в самый разгар по распоряжению директора MGM. Майер велел прекратить съемки после того, как ему позвонили из управления цензуры и намекнули, что фильм может вызвать негативную реакцию в ряде стран.
О вмешательстве немцев в производственный процесс на Фабрике грез американская пресса писала еще в те годы. Чего стоит хотя бы статья в Newsweek в 1937 году под заголовком «Длинная рука Гитлера дотянулась до голливудских киностудий».
В своей разоблачительной книге Бен Урванд приводит письмо, найденное им в немецком архиве и датируемое январем 1938 года. В нем директор немецкого отделения киностудии 20th Century Fox просил Адольфа Гитлера делиться своими впечатлениями и соображениями об американских фильмах. Письмо было подписано: «Хайль, Гитлер!»
MGM, Paramount и 20th-Century Fox сотрудничали с Третьим рейхом до последнего. Они покинули Германию только летом 1940 года. Но даже после того, как США вступили в войну против Германии и в Голливуде начали снимать антифашистские фильмы, кинобоссы по возможности старались как можно реже упоминать евреев.