Последнее десятилетие Европа стала эпицентром публичных скандалов о насилии над детьми. И прежде всего сексуального. По словам заместителя генсека Совета Европы Мод де Бур-Букиккио, каждый пятый маленький европеец – жертва сексуального насилия. Чаще всего от близких ему людей.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения в благополучной Голландии
35% родителей используют телесные наказания (вплоть до ожогов, нанесения детям колотых ран);
20% – заставляют выполнять половые действия или совершают их с детьми;
26% – предъявляют повышенные требования, издеваются, унижают детей;
15% – используют иные формы насилия.
Из 100 случаев физического насилия над детьми 1-2 заканчиваются смертью ребенка.
16% убитых в семьях французов– дети!
2012 год в Чехии стал «рекордным» по числу эпизодов физического насилия и сексуальных домогательств. Об этом пишет сайт Novinky.cz со ссылкой на общественную организацию «Фонд Наш ребенок» (Nadace Naše dítě).
Всего жертвами насилия стали 7.252 детей и подростков. Из них 28 со смертельным исходом.
На 50 % выросло число сексуальных надругательств над малышами до 3-х лет по сравнению с 2011 годом.
В 2010 году Федерация помощи женщинам (Women’s Aid Federation, Великобритания) оказала помощь 39 130 детям, пострадавшим от физического или сексуального насилия в семьях.
Ежегодно в странах Евросоюза, бесследно исчезают 70 тысяч детей. Все они становятся живым «товаром». И идут, кто на донорские органы, кто – в публичные дома. Тамошние торговцы в интернете размещают объявления. С фото жертв. И – медхарактеристиками. Покупатели также имеют возможность получить ребенка под «заказ».
Бесправие детей перед жестокостью взрослых в Европе имеет давние и глубокие корни.
В Спарте совет старейшин (герусии) определял кому жить из младенцев, а кому – нет. «Забракованных» просто сбрасывали в пропасть. А в Риме отец семейства, кроме уничтожения потомства, имел право продажи своих детей в рабство. Детоубийц защищал закон Ликурга в Греции и его более поздний аналог в Риме. Оправдывали такое обращение с детьми Плутарх, Аристотель, Платон и Сенека.
Так последний в одном из писем Луцилию писал: «Посмотри на слепого, который бродит по улицам, щупая дорогу тростью, и вон на тех с раздробленными ногами, а еще посмотри на тех со сломанными конечностями. У одного нет рук, у другого вырваны плечи, чтобы его нелепый вид вызывал смех… Давайте посмотрим, откуда возникают все эти уродства — отправимся в мастерскую по производству человеческих развалин, пещеру, заваленную руками и ногами, вырванными из живых детей… Наносит ли это какой-то вред Республике? Нет, и более того, разве эти брошенные родителями дети не пристроены и не приносят пользу?»
В менандровской «Девушке с Самоса», в качестве забавного, обыгрывается сюжет о том, как герой пытается приготовить из ребенка мясное блюдо.
Винсент из Бове в тринадцатом веке пишет, что один отец вечно беспокоился о дочери, которая «душила свое потомство». А врачи говорят, что «находят детей на морозе, на улицах, выброшенных злыми матерями».
В 1527 г. один католический священник описывает ситуацию в Риме: «отхожие места оглашены криками выброшенных в них детей».
Томас Корэм, известный английский филантроп, признавался, что открыл 1741 году первый детский приют в Лондоне, оттого что не выносил вида мертвых детей в канавах и навозных кучах. Однако и в конце 19-го века мертвые малыши на улицах британской столицы были привычным зрелищем.
Столетиями в западной Европе детей живыми замуровывали в фундамент мостов, домов, крепостных стен. Считалось, что это – гарантия крепости и долговечности сооружения. Последний факт такого использования детей был зафиксирован в Германии в 1843 году, при строительстве очередного моста.
Впрочем, в 2008 году на острове Джерси (Великобритания), в бывшем детском приюте, были обнаружены останки детей, заживо замурованных в стены. Всего полиция обнаружила шесть мест, где умирали погибшие дети. Еще две комнаты в приюте были пыточными.
О бездушном отношении к детям в Англии и Франции в 18 — 19 веках повествуют такие бестселлеры как роман Виктора Гюго «Человек, который смеётся» и Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Однако настоящая жизнь была еще более жестокой, чем жизнеописание героев в романах.
В середине 19-го века в Великобритании родители получили право страховать жизнь своих детей в похоронных бюро. Сразу после этой новации по стране прокатилась волна убийств. От младенцев до подростков. Ежегодная убыль детей выросла на 12 тысяч в год. Когда власть опомнилась и начались разбирательства, то оказалась, что причина детоубийств – страховая премия. Она на 3-4 фунта превышала страховой взнос. И ради получения прибыли родители стали убивать детей…
Американский романист и социолог Луи Адамик, как очевидец, описывает нравы в восточноевропейской деревне на рубеже 19-20 веков. Там были «няньки для убийства»! К ним отправляли детей, чтобы не марать родительских рук. Няньки «выставляли их на мороз после горячей ванны; кормили чем-то, вызывающим спазмы желудка и кишечника; подмешивали в молоко гипс, буквально оштукатуривавший внутренности; закармливали после того, как в течение двух дней заставляли голодать…» Адамика самого должны были убить, но нянька пожалела его. Спустя годы он поделился воспоминаниями.
В позднее Средневековье и вплоть до 19-го века в Германии и Италии насильственно кастрировали мальчиков. С целью продажи в церковные хоры. Далеко не все проходили профотбор. Судьба отбракованных никого не беспокоила.
Ллойд Демоз в своей «Психоистории» писал об одном немецком школьном учителе, «который подсчитал, что в общей сложности отвесил 911.527 ударов палкой, 124.000 ударов плетью, 136.715 шлепков рукой и 1.115.800 пощечин» своим ученикам.
В числе адвокатов для просвещенной Европы в вопросе детоубийства был даже Иммануил Кант. Своих детей у философа не было. Зато были взгляды в отношении чужих. Так он полагал, что два вида убийства не должны караться законом – на дуэли, поскольку задета воинская честь, и детоубийство, поскольку «внебрачный, появившийся на свет ребенок родится вне закона, а потому и вне защиты последнего. Он, словно запрещённый товар, прокрался в общество, так что последнее может игнорировать и его существование (так как он по справедливости и не должен был бы существовать), а, следовательно, может игнорировать и его уничтожение».
Стоит ли удивляться, что и поныне Европа славится жестокостью по отношению к своим детям?
Сексуальное насилие над детьми
87 малышей изнасиловал «Рижский монстр». Такое прозвище получил латыш Роберт Микельсон, осужденный за педофилию в Голландии. Приговор – 18 лет тюрьмы и пожизненное принудительное психиатрическое лечение. Всем жертвам было не более двух с половиной лет. А одной – всего 19 дней от роду.
28-летний педофил работал няней в детсадах Амстердама. И давал объявления об уходе за малышами. Так выходил на своих жертв. Насилуя их, он делал фото и снимал на видео. В компьютере Микельсона нашли 46 тысяч фотографий и 3600 видеофайлов соответствующего содержания. Полиция идентифицировала более тысячи любителей «клубнички», пользовавшихся видеокаталогом «Рижского монстра». 33 были прямыми участниками «забав» латыша. Их аресты прошли в Англии, Германии, США, Голландии, Швеции, Польше и Канаде. Следствие продолжает искать доказательства причастности к сексуальным преступлениям еще десятков подельников «монстра». Шесть лет заключения получил супруг Роберта – Ричард ван Олфен, живший с ним официальном браке с 2004 года.
Уместно в этой связи вспомнить, что 13 лет назад Латвию потряс свой педофильный скандал. Публично, с трибуны Сейма депутат Янис Адамсонс озвучил имена «возможно, причастных к педофилии»… премьера Андриса Шкеле, министра иностранных дел Валдиса Биркавса и генерального директора Службы государственных доходов Андрея Сончикса. Чтобы замять дело все правительство тогда подало в отставку.
Истории сексуального насилия над детьми буквально не сходят с полос латвийских газет. В этой небольшой европейской стране более 500 человек за последние годы были осуждены к тюрьме за пристрастие к «утехам» с малолетними.
Чтобы хоть как-то остановить волну безумия Сейм ужесточил наказание за педофилию до пожизненного заключения. Однако статистику преступлений это никак не улучшило. Более того, в последние годы ряды местных стали активно пополнять «секс-туристы» из стран ЕС.
Собственно страны Балтии только в начале пути «педофилизации» по-европейски. И масштабы бедствия – игрушечны, по сравнению с теми, чей путь насчитывает более полувека. Так в Норвегии компания по легализации сожительства с детьми идет с 1960 года. И в 2008 году у тамошней полиции на учете состояло более 40 тысяч педофилов. Подробно история «борьбы» за «права» последних изложена на норвежском сайте NAFP
Сегодня, в ряде скандинавских стран идет публичная дискуссия о том, чтобы законодательно закрепить браки между взрослыми и детьми. А также о возможности венчания в церквях. Так чтобы навсегда педофилов вывести из-под удара криминального преследования. Главный акцент полемики – защита прав детей! На секс со взрослыми. Включая одобрение инцеста. При этом за рамками остается обсуждение собственной похотливости инициаторов легализации извращений.
Насильников детей «поощряют» зачастую мягкие наказания. Две «обычные» истории из Финляндии. Год – 2011-й. Четверо мужчин, надругавшихся над 14-летней девочкой, получили условные сроки. От сорока дней – до полугода! И немного штрафов: от 500 до 3000 евро.
В том же году тренер футбольной команды несовершеннолетних девочек, изнасиловавший одну из подопечных, отделался условным наказанием. Более того, насильник продолжил тренировать ту же команду. Тренерской работой, последний занимался на волонтерских началах. А по финским законам, суд не обязан сообщать о судимости лиц, работающих волонтерами. Волну негодования подняли родители. Благодаря их протестам тренера-насильника выдворили из команды.
По заключению комиссии психиатров, обследовавших Андерса Брейвика, отклонения в психике последнего, наступили после того, как в возрасте 4-6 лет, убийца подвергся сексуальному насилию. Всемирно известного стрелка изнасиловала собственная мать. И продолжала это делать долгие годы. Психотравма, нанесенная Андерсу в детстве, в итоге привела его на скамью подсудимых. Не имея физической возможности защитить себя в раннем детстве, Брейвик, «отомстил» став взрослым. Как он это сделал известно всему миру.
Ряды будущих «брейвиков» в Европе пополняются ежедневно. Приговоры родственникам – насильникам стали обыденностью. А возраст жертв стремительно падает. В Дании, например, осудили 65-летнего «дедушку». С 2-х месячного возраста он насиловал свою внучку. Сцены своих «оргий» педофил снимал на видео и выкладывал в интернет.
Суд «дедушке» вынес очень «суровый» приговор: три года лишения свободы. И – запретил находиться в одних местах с детьми до 18-ти лет. Педофил с такой «суровостью» не согласен и намерен добиваться смягчения приговора. А лучше – отмены…Особенно удручил «дедушку» запрет на общение с несовершеннолетними.
Николай Песецкий, социальный психолог.
Валерий Песецкий, заместитель директора Украинского центра социальной аналитики
Читайте также: Семейные ценности по-американски